21.10.2013 23:40
    Поделиться

    Эксперты подготовили Федерального закона об инжиниринговой деятельности

    Проект Федерального закона об инжиниринговой деятельности подготовлен экспертным сообществом. Об этом заявил первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

    Спрос на инжиниринговые услуги в России растет год от года, функционирует множество инжиниринговых компаний, однако законодательного регулирования этой деятельности до сих пор нет. Отсутствие соответствующего закона не позволяет выстроить благоприятные условия для развития этого вида деятельности в цивилизованном виде. Единственный документ, который регламентирует инжиниринговую деятельность, - это постановление правительства РФ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

    В июле этого года правительство наконец-то утвердило "дорожную карту" в области инжиниринга и промышленного дизайна. Этот документ долго ждало профессиональное сообщество, однако, вчитавшись, эксперты выявили в нем ряд неточностей, которые в конечном итоге могут стать губительными для отечественного инжиниринга. "Разработанная "дорожная карта" имеет не просто ряд недочетов, а существенные недостатки, - отметил Владимир Гутенев. - Очень часто министерства не обращают внимания на мнение экспертного сообщества, поэтому и получаются те ошибки, которые мы сейчас видим. Однако эти ошибки не должны остаться без внимания. Мы должны не просто посоветовать министерству, а настоять на том, чтобы неприемлемые понятия и формулировки в документе были заменены. Иначе последствия могут быть очень печальными".

    "Любой документ, который разрабатывается для профессионального сообщества, должен учитывать мнения непосредственно тех, кто будет заниматься деятельностью в этой сфере, однако с инжиниринговой деятельностью так, к сожалению, не произошло, - подчеркнул начальник отдела Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве РФ, государственный советник РФ Алексей Гордиенко. - Хотя инжиниринг затрагивает практически все сферы экономики: от машиностроения до сельского хозяйства. Я считаю, что документ необходимо доработать исключительно с учетом предложений соответствующих экспертов".

    Очень часто министерства не обращают внимания на мнение экспертного сообщества

    Одно из упущений, которое допустили чиновники в процессе составления "дорожной карты", - отсутствие определения термина инжиниринга и инжиниринговой компании. "Сейчас каждая компания стремится называть себя инжиниринговой, а все потому, что до сих пор существует путаница в определении инжиниринговой компании, - сокрушается вице-президент по стратегическому развитию ГК "ФИНВАЛ" Владимир Сметана. - Невозможно классифицировать инжиниринговые работы. Между тем инжиниринг - это совокупная отрасль производственных, коммерческих, научно-технических видов деятельности с целью получения оптимальных результатов капиталовложений, связанных с реализацией проектов, за счет рационального и активного использования материальных, кадровых и технологических ресурсов".

    Участники рынка говорят о том, что хорошо уже одно то, что "дорожная карта" появилась, а государство обратило внимание на необходимость развития инжиниринга. Однако в этом документе содержатся принципиально неверные вещи, которые нельзя оставлять без изменений. "В "дорожной карте" сопоставляются определения инжиниринга и промышленного дизайна, однако делать этого ни в коем случае нельзя, - уверен Владимир Сметана. - Инжиниринговые компании никогда не занимались и не будут заниматься промышленным дизайном. Дизайн - это область художественно-технической деятельности. Поэтому и промышленно-дизайнерские компании также не будут заниматься инжинирингом. Это принципиально разные виды деятельности, и объединять их в одном документе просто нельзя".

    Эксперты также недовольны тем, что в "дорожной карте" содержится ограниченное количество видов отраслей (машиностроение, электроника и биотехнологии), в котором может применяться инжиниринг. Авторы документа обошли вниманием такие важные для инжиниринга сектора экономики, как, например, энергетика и нефтянка. Список этих отраслей следует либо расширить, либо вовсе не закрывать.

    В "дорожной карте" есть такое понятие, как EPC-контракт. "Все виды договоров у нас указаны в Гражданском кодексе, - говорит Владимир Сметана. - EPC-контракты используются в международном праве и регулируют деятельность компаний в энергетике и в машиностроительной отрасли. Мы считаем, что нужно заменить EPC-контракты на генеральный контракт, т.к. это всего лишь одна из его возможных форм". "Мне не понятно, зачем в документе взялись эти непонятные EPC-контракты, - заявил Владимир Гутенев. - У нас есть свои достойные аналоги. Эта чрезмерная увлеченность иностранной терминологией только вводит всех в заблуждение. Мы часто сталкиваемся с тем, что, формируя нечеткие установки, сами же становимся заложниками двоякости толкования. Наша задача состоит не только в том, чтобы перевооружить промышленных гигантов, но и дать возможность развиться небольшому бизнесу. К сожалению, пока малый бизнес в основном сосредоточен лишь в сфере услуг. У нас нет мелких инновационных промышленных компаний, которые бы составляли гордость нашей страны. Но и нет почвы, на которой бы они могли вырасти. Существующая "дорожная карта" пока не может создать благоприятную среду для развития мелких инжиниринговых компаний".

    Поделиться