17.10.2013 15:04
    Поделиться

    Кузбасская шахта-банкрот может затопить город

    Сибирское управление Ростехнадзора предлагает ввести режим чрезвычайной ситуации на ликвидируемой "Шахте Коксовая-2" в Прокопьевске.

    С соответствующей инициативой представители надзорного ведомства обратились в ГУМЧС России по Кемеровской области. Причина в том, что критическая ситуация, складывающаяся на предприятии в последнее время, обостряется с каждым днем.  

    Опасная обстановка - неконтролируемое затопление горных выработок, в которых накапливается газ метан, плюс возобновившийся подземный пожар - именно это стало поводом к приостановке добычи угля на шахте в конце 2012 года. Как сообщила пресс-служба Сибирского управления Ростехнадзора, к сегодняшнему дню обстановка на "Коксовой-2" резко ухудшилась и представляет реальную угрозу как самому предприятию и его работникам, так и жителям города, зданиям и сооружениям, расположенным в границах горного отвода подтопляемых шахт.

    Как сообщалось на официальном сайте Сибирского управления Ростехнадзора, работы по откачке воды в шахтовых выработках "Коксовой-2" были остановлены. Не откачивается вода и с соседних ликвидированных шахт - "Центральной" и "Ноградской". "В итоге уровень затопления горных выработок на этих шахтах стал резко возрастать и на середину октября превысил все критические нормы. Так на шахте "Центральная" уровень воды достиг отметки плюс 43 метра (допустимая плюс 18,8 ), на "Ноградской" - плюс 6 метров (допустимая - ноль). В результате чего образовался неконтролируемый переток воды с этих шахт на действующую... До настоящего времени откачка воды на шахте "Центральная" не возобновилась, электричества нет, происходит постепенное затопление выработок "Коксовой- 2", в среднем на 30-40 см в сутки", -говорится в сообщении. 

    По результатам моделирования вентиляционной сети, проведенного специалистами ВГСЧ, установлено, что при затоплении горизонта -135 метров (а он уже затоплен!) объем непроветриваемых и загазированных горных выработок, где метан может накапливаться до взрывоопасной концентрации, превысит 70 тысяч кубометров. При отсутствии надлежащего контроля за провалами на поверхности шахты и активизации списанного подземного пожара опасность мощного взрыва вполне реальна. Не допустить этого, уверены в Ростехнадзоре, поможет режим ЧС. Он позволит проводить консервацию предприятия по оперативному плану, под контролем спасателей.

    Меры по обеспечению промышленной безопасности и ликвидации нарушений на "Коксовой-2" принимались и раньше. Инспекторы Ростехнадзора выдавали предписания руководству предприятия. В течение 2013 года неоднократно привлекались к административной ответственности юридическое, а также должностные лица. В том числе, главный инженер и директор. Материалы на дисквалификацию последнего за неисполнение предписаний Ростехнадзора были переданы в суд. И дважды суд приостанавливал горные работы.

    В августе нынешнего года в связи с угрозой прорыва воды из-за отключения электроэнергии и остановки водоотливных комплексов, инспекторы выдали предписание вывести людей из камер водоотлива и стволовых приемных площадок. А в сентябре следственными органами было возбуждено уголовное дело по  статье "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах". Тогда же указали и на то, что руководство шахты не заключило договор на аварийно-спасательные работы, не согласовало план ликвидации аварий. Пожар под землей активизировался в отсутствии всякого проекта его тушения и контроля. Откачка воды из шахты "Центральной" также не возобновилась, электроснабжения по сей день отсутствует, и "Коксовую-2" продолжает топить.

    Справка "РГ"

    О ликвидации "Коксовой-2" объявил весной 2013 года ее собственник - московский предприниматель Борис Якубук. Купив эту и ряд других убыточных кузбасских шахт в 2011-м, бизнесмен не смог их "реанимировать". По решению областного Арбитражного суда, ООО "Шахта Коксовая-2" было признано банкротом. В апреле в отношении Якубука возбудили уголовное дело по части 2-й статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). До середины июня он находился в СИЗО, а затем был освобожден под залог в пять миллионов рублей.

    Поделиться