17.10.2013 16:35
    Поделиться

    Эксперты: Детсады построены на психологическом насилии

    Почти каждое утро в нашем доме начинается с капризов и акций протеста: трехлетний сын Миша вот уже две недели ходит в детский сад.

    Рискну предположить, что подобные сцены разыгрываются во многих семьях. Адаптация к детскому саду и для ребенка, и для родителей серьезное испытание.

    Цветы за колючей проволокой

    - Аачу каик! - кричит, обливаясь слезами, Миша. Что в переводе с его языка означает "не хочу в садик". Наши робкие аргументы вроде "там тебя ждут детки", "в садике много игрушек" не производят никакого эффекта.

    Если честно, убеждать приходится не только Мишу, но и себя. Изнутри гложет червь сомнения. А действительно ли ребенок психологически готов пойти в детсад? Как это понять? Чем чревата неправильная адаптация? Как выбрать дошкольное образовательное учреждение? И, наконец, можно ли социализировать ребенка вне детского сада? С этими вопросами корреспондент "РГ" отправился к специалисту.

    Психолог Юлия Смирнова придерживается точки зрения, что если можно не водить ребенка в детский сад, то лучше этого и не делать. Чтобы как можно глубже разобраться в вопросе, она предложила обратиться к истории. Само понятие "детский сад" в XIX веке придумал немецкий педагог Фридрих Фребель. По его замыслу это заведение должно было помочь раскрыть божественный потенциал ребенка. Девиз Фребеля таков: "Любовь, терпение и труд".

    - И почему именно слово "сад"? А не дом, к примеру? - обращает внимание Юлия Смирнова. - Дети подобны семенам, которые мы сеем и взращиваем. И к каждому "растению" нужен свой подход. Одним - больше солнца, другим - влаги, третьим необходимо находиться в тени.

    В детских садах времен СССР убрали все, что связано с Богом, а образовавшуюся пустоту заполнили советской идеологией. Воспитатель должен был сделать детей удобными и послушными. А поскольку в самой идеологии отсутствовала любовь, наши детские сады стали напоминать лагеря для заключенных. Хочется, честно говоря, обнести их колючей проволокой.

    По мнению Юлии Смирновой, в детсадах все построено на психологическом насилии. Малышей заставляют делать то, что им неинтересно. А если и прививают что-то полезное, то не с любовью, а через морализаторство. Именно поэтому дети не хотят туда ходить. Они протестуют против насилия.

    - Есть мнение, что только в детсадах дети социализируются. Но это же абсурд, - возмущается она. - А когда малыши гуляют на детской площадке во дворе, это не социальный мир? Научите детей взаимодействовать друг с другом. Да, это сложно. Родителям нужно потрудиться. А они ленятся и предпочитают куда-то сплавить ребенка.

    Детская месть

    Есть, по словам Юлии Смирновой, и такая категория детей, которые в принципе не приспособлены для детсадов.

    - Не может он "расти" на одном поле с другими, - продолжает метафору психолог. - Ну, вот такое это растение. Ему нужно одному стоять на подоконнике. Но это не означает, что ребенок не нуждается в общении. Такие детки очень тонко чувствуют любые изменения: громкие голоса, колебание температуры в комнате и, разумеется, психологическую атмосферу. Они, как правило, болезненны. Чаще такими хрупкими "цветами" бывают девочки. Детский сад их просто сломает. А есть дети, которые, наоборот, очень активны. Их стоит опасаться уже воспитателю дошкольного учреждения.

    - Это такие прирожденные воины, - поясняет Юлия Смирнова. - В основном это мальчики. Они попросту разрушают все вокруг себя, не умеют управлять своей энергией. А если их двое или трое? Это же катастрофа для детского сада!

    Воспитательница вряд ли справится с этими атаманами, считает психолог. Таким детям нужен наставник-мужчина. Еще им желательно как можно больше времени проводить на природе: костер, палатка. В условиях выживания их энергия найдет правильное русло. А бывает так, что сын или дочка попросту не созрели для детского сада.

    - Есть физиологическое рождение, а есть психологическое, - говорит Юлия Смирнова. - Это когда ребенок начинает осознавать себя личностью, а не частью мамы. Порой это происходит к пяти годам. А в садик детей отдают рано, и в этом случае они получают серьезную психологическую травму. Им кажется, что их бросили. Очень сложно потом с такой травмой жить. Ребенок начинает неосознанно мстить родителям: через болезни, депрессии, плохое поведение.

    Как понять, что ребенок психологически родился? Это происходит тогда, когда он четко разделяет понятия "я", "ты", "мы", произносит фразу "я сам".

    Впрочем, далеко не все могут позволить себе выбирать: семейное воспитание или детский сад. И тогда, считает Юлия Смирнова, при выборе учреждения нужно полагаться на родительское чутье.

    - Если в детском саду стоит шум, раздается смех - смело ведите ребенка туда, - говорит она. - Если же там мертвая тишина - бегите из такого заведения.

    Воспитание характера

    Педагог-психолог одного из частных детских садов Казани Виктория Корнилова не столь категорична в оценках дошкольных учреждений.

    - В свое время я провела исследование, - рассказывает она. - Сравнивала две группы детей. Одни не ходят в садик, но посещают развивающие группы, а другие ходят в муниципальный детский сад. Действительно, первая группа детей более способна к творчеству. Меньше правил, насилия - больше свободы и креативности. С этой точки зрения детсады как будто бы проигрывают. Но, с другой стороны, социализации детей не происходит и их креативность не воплощается в дела, потому что им не хватает характера.

    А он, по мнению педагога, должен формироваться в среде сверстников, а не взрослых, которые ему покровительствуют. В противном случае у ребенка не вырабатывается уверенность в себе, внутренняя сила.

    По словам Виктории Корниловой, оптимальными являются те детские сады, где социализация сочетается со свободой и индивидуальным подходом к ребенку. Но похвастать такими условиями в основном могут частные заведения.

    Между тем однозначный ответ на вопрос "Стоит ли вести ребенка в детский сад?" дать сложно. Да и упирается он не только в этику, но и в "экономику". По крайней мере, автор этих строк после общения с экспертом по-прежнему водит сына в обычное муниципальное дошкольное учреждение. Хотя если бы была финансовая возможность, то, наверное, подыскал бы другой детский сад. Очевидно прошла эпоха, когда детсады были практически неизбежны, так же как пионерия и комсомол. Однако зачастую детей мы туда ведем по инерции.

    Впрочем, взваливать все бремя адаптации лишь на воспитателей неправильно. Родители тоже должны помогать ребенку. И здесь надо помнить прописную истину: чем ближе домашний распорядок дня малыша к режиму детского сада, тем легче он будет привыкать к новому месту.

    Очень важный момент - научить ребенка считаться с решениями мамы и папы. Даже если он переживает кризис трехлетнего возраста.

    - Родителям нужно воспитывать ребенка по принципу справедливости: твои желания исполняются, и мои, - говорит Виктория Корнилова. - И надо занять твердую позицию, нужно объяснить, что в детском саду ему ничего не угрожает. Там хорошо. Переживание от расставания, конечно, будет. Но это в пределах нормы.

    А как понять, что уровень стресса, который ребенок испытывает в детсаду, превысил норму? Оказывается, ориентироваться лишь на его настроение нельзя. Он может переживать внутренне, не выражая эмоций. Обращать внимание следует на физиологические признаки. Не нарушился ли сон, аппетит и стул? Тревожными сигналами могут быть излишняя возбудимость дома или, напротив, заторможенность либо резкие эмоциональные перепады. Еще один признак - у ребенка начинаются тяжелые и затяжные болезни.

    Поделиться