17.10.2013 10:45
    Поделиться

    Нижегородские психологи рассказали, как подготовить малыша к школе

    Первоклассница Ксюша Рябчикова в детский сад не ходила. Самого что ни на есть "домашнего" ребенка родители отдали в школу буквально с рук бабушки. Что такого, казалось бы, - девочка общительная, контактная, послушная, учится новому с удовольствием, все схватывает на лету. Однако проблема появилась, откуда не ждали.

    На одном из родительских собраний мама получила целый букет претензий от учительницы - мол, Ксения ваша избалована. Как выяснилось, конфликт получился из-за того, что девочка попросту была не готова к новой среде и непривычному формату поведения. Домашнего ребенка обижал недостаток внимания: тянешь-тянешь руку, а спрашивают не тебя. А потом, когда уже настанет твоя очередь, и отвечать не хочется. "Что ты хотела сказать, Ксения?" - спрашивает учительница. А Ксюша буркнет себе под нос недовольно: "Уже ничего".

    Впрочем, проблемы в первом классе могут возникнуть не только у тех детей, кто не посещал детский сад. Подготовка к школе и поступление в нее - это новый, сложный этап в жизни любого ребенка. И поэтому родителям надо готовиться к нему заблаговременно - заниматься не только образованием своего чада, но и воспитывать соответствующие морально-психологические качества. Корреспондент "РГ" решила разобраться, как сделать так, чтобы "первый раз в первый класс" стал настоящим праздником, а не испытанием для всей семьи.

    От стандартов - к индивидуальности

    Многие родители судят по своему опыту: мол, я пошел в первый класс - и ничего, всему меня там научили. И читать, и писать, никто никуда заранее не готовил - зачем это надо?

    В прошлом учитель начальных классов московской гимназии Александра Макарычева сейчас занимается подготовкой детей к поступлению в школу на базе образовательного центра в Нижнем Новгороде. Она уверена, что сегодня условия обучения первоклассников претерпели существенные изменения по сравнению с теми, что были 20-30 лет назад, и поэтому готовить детей к школе просто необходимо.

    - Советские школы работали по единой программе, - объясняет она. - Ребенок мог не уметь читать и писать, но прийти в первый класс и освоить новые знания вместе со всеми, по одному стандарту. Сейчас каждая школа выбирает свою программу, по которой будет учить детей, существует множество разных систем, и каждая предъявляет отличные от других требования.

    Подготовка малыша к школе - вопрос индивидуальный. Кто-то умеет читать уже в четыре года, а кому-то и в семь лет эта наука дается с трудом. Но педагоги считают, что готовить к обучению ребенка можно начинать в 4-5 лет. Конечно, сначала в ход идут игровые методики - детей приучают прежде всего находить контакт друг с другом и слушаться одного взрослого. Им дают знания об окружающем мире и какие-то базовые навыки по математике, русскому языку. В этом возрасте важно правильно поставить руку для письма.

    - Мы учим малышей ориентироваться в листе бумаги, в клеточках. Пишем графические диктанты - когда из разрозненных элементов, заполняемых под диктовку учителя, получается рисунок, - рассказывает Александра.

    Детям постарше предстоит уже более конкретная подготовка к школе. Ребятам в возрасти 5-6 лет под силу заниматься фонетикой, писать буквы на слух, проводить простые расчеты.

    Следующий этап - это подготовка к поступлению в первый класс уже в той школе, где будет учиться ребенок.

    - Конкретные школы готовят детей под себя, под свою образовательную программу - говорит Александра. - Кроме того, в школе ребенок привыкает к своим учителям, к классу, потом ему будет легче в том числе и психологически. Это еще не совсем уроки - в подготовительных группах много игр, прогулок. Но все равно эта база - отличное подспорье для поступления в первый класс.

    Программы курсов по подготовке детей к школе различны. Чаще других используются те, которые разработаны Нижегородским институтом развития образования. Но в ряде школ применяются авторские программы, прошедшие сертификацию. Подготовка включает в себя занятия по различным направлениям: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, "поиграем в математику", подготовка руки к письму, забавный английский, занятия с педагогом-психологом.

    Как пояснили корреспонденту "РГ" в департаменте образования Нижнего Новгорода, сейчас школы будущего первоклассника действуют в 69 городских школах. Услуга эта платная, но стоимость не превышает 1000 рублей в месяц. Кроме того, некоторые семьи могут рассчитывать на 50-процентные льготы. Например, в тех случаях, когда обучаются два ребенка из одной семьи, семья многодетная или малообеспеченная, дети в семье находятся на правах опеки или же родители сами работают в школе.

    Надо и хочу

    Еще один важный для родителей вопрос - в каком возрасте отдать своего малыша в школу. В первый класс принимают с 6,5 года - оправдано ли приступить к учебе раньше? Психолог Полина Зелексон рекомендует прислушаться прежде всего к ребенку.

    - Смотреть надо на уровень развития, на самоорганизацию, - советует она. - Кому-то под силу пойти в первый класс с 6,5 года, кому-то нужно дождаться 8 лет. Большинство детей готовы к учебе примерно в 7,5 года. Поэтому если есть возможность подождать - не упускайте ее, ребенку это пойдет только на пользу.

    С точки зрения психолога ребенка в первом классе подстерегает немало трудностей. Во-первых, перестройка всего ритма жизни, осознание того, что отныне "надо" будет преобладать над "хочу". Во-вторых, должно выработаться умение взаимодействовать со взрослыми в деловых отношениях: дети вступают в систему оценок, и им надо сохранить ощущение себя хорошим вне зависимости от того, какими будут эти оценки. В-третьих, ребенку нужно учиться строить отношения со сверстниками, договариваться с ними, понимать, что ты не первый и единственный, а равный. Всему этому лучше начать учиться заблаговременно.

    Внимание и любовь

    Дети часто предпочитают скрыть свои проблемы от родителей, а многие просто не понимают, что проблема есть - просто не хочется в школу, и все. Наблюдательные взрослые по поведению своего чада всегда поймут: что-то не так.

    - Главное, что должно насторожить родителей, - ребенок отказывается идти в школу под любым предлогом. Конфликт в таком случае может быть где угодно - агрессивность других детей, проблемы с учителем, отсутствие интереса к учебе, - поясняет Александра Макарычева.

    Одним из главных симптомов неготовности к школе психологи называют отсутствие мотивации к учебе.

    - Если ребенок предпочитает только играть, любую учебную деятельность переводит в игровую, неусидчив, не может сосредоточиться на одном занятии даже на 15 минут, часто отвлекается, не способен воспроизвести усвоенный материал - значит он просто не готов к школе, - говорит Полина Зелексон.

    По ее словам, нужно следить за настроением первоклассника: вялость, пассивность в этом возрасте - симптом проблемы. Также насторожить взрослых должны частые, пусть даже незначительные простуды. Иногда это не синоним слабого иммунитета, а знак переживаемых ребенком психологических сложностей.

    Конечно, забрать ребенка из школы и отложить поход в образовательное учреждение еще на год - не вариант для большинства родителей. Но это повод быть к своему чаду более внимательным, работать в связке с педагогом и школьным психологом. Все проблемы по большому счету решаемы, если главный метод - любовь.

    Кстати, еще одна форма помощи первокласснику (и взрослым в не меньшей степени) - группы продленного дня. Они открываются на основании заявлений от родителей, условие - не менее 25 воспитанников в ней. По информации департамента образования администрации Нижнего Новгорода, в наступившем учебном году в городе открыто 945 групп продленного дня в 158 школах, там учатся 21 548 детей, при этом подавляющее большинство из них - 19 601 - первоклашки.

    Между тем

    В этом учебном году стипендии правительства Кировской области будут получать 1112 студентов государственных вузов Вятки. Их список утвержден приказом регионального департамента образования. Стипендия в размере 4330 рублей выплачивается первокурсникам, набравшим 100 баллов на ЕГЭ хотя бы по одному предмету, а также студентам первого и последующих курсов, получившим "отлично" по всем предметам. В этом году ее получат 384 студента. Также предусмотрена стипендия 2500 рублей первокурсникам, набравшим 250 баллов по трем предметам, медалистам, студентам первого и последующих курсов, учащимся без троек. Такую стипендию будут получать 738 студентов Вятки.

    Поделиться