16.10.2013 23:40
    Поделиться

    Почти половина прямых иностранных инвестиций поступает в РФ из офшоров

    Почти половина прямых иностранных инвестиций поступает в Россию из офшоров. 77 процентов поставляет Кипр
    Сорок процентов прямых иностранных инвестиций приходят в российскую экономику из офшоров. Некоторые регионы из года в год привлекают капитал, имеющий стопроцентное "островное" происхождение. Об этом говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (НРА).

    По данным Росстата, в 2012 году в Россию поступило 18,6 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций - на 1,4 процента больше, чем в 2011-м. Однако за этими цифрами скрываются негативные особенности.Во-первых, офшорное происхождение значительной части прямых инвестиций. По итогам 2012 года они составили 7,5 миллиарда долларов. Самым популярным офшором был Кипр. На его долю пришлось больше 77 процентов всех офшорных денег. Также наши компании использовали для инвестиционных операций еще 20 офшорных зон. В том числе - Британские Виргинские острова, Сейшелы, Багамы, Панама. Интересно, что в Дагестане, Калмыкии, Хакасии, на Чукотке офшорные деньги составили 100 процентов всего объема вложений из-за границы. В целом, приток прямых иностранных инвестиций за вычетом офшорного капитала в 2012 году был на уровне 11,09 миллиарда долларов. В 2011-м - 11,71 миллиарда. Получается, что реальные вложения не увеличились, а наоборот упали. Примерно на 5,6 процента.

    К слову, в докладе о мировых инвестициях, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию, отмечалось, что внушительная доля прямых иностранных инвестиций в экономику России связана с таким явлением, как "круговорот капитала".

    Крупнейшие офшоры входят в число основных инвесторов нашей страны и одновременно значатся среди территорий-лидеров, куда капитал из России активно "утекает". Казалось бы, какая разница, если деньги в экономику все-таки возвращаются. Но не все так однозначно. "С одной стороны, те же северокавказские регионы действительно будут рады любым инвестициям, пусть даже с Багамских островов, ведь сейчас у них нет вообще никаких", - говорит аналитик НРА Александр Пахалов. С другой - объем привлеченных прямых иностранных инвестиций предлагается использовать в качестве одного из критериев оценки эффективности работы региональных руководителей, констатирует он. И вот здесь возникает проблема. Иностранные инвестиции из офшоров не могут использоваться в качестве достоверного индикатора инвестиционной привлекательности страны или региона. Потому что они приходят не в результате создания благоприятного инвестиционного климата, а, напротив, из-за того, что предприниматели, неудовлетворенные условиями ведения бизнеса, вынуждены регистрировать свои компании в офшорах, а уже оттуда инвестировать в родную экономику. "Если же такие инвестиции все-таки будут учитываться как реальные, то у глав территорий может возникнуть соблазн попросить пару крупных предприятий перевести свои материнские компании "на острова" и оттуда "влить" деньги в регион. Экономике от этого будет хуже, но зато показатели эффективности работы чиновников улучшатся", - замечает собеседник "РГ".

    Еще одна проблема - 72 процента объема прямых иностранных инвестиций в Россию привлекают 10 регионов страны. Это преимущественно сырьевые, центральные и те, где работают сильные губернаторы. У остальных показатели либо минимальные, либо вообще нулевые.

    Такое расслоение характерно для развивающихся стран, говорит Пахалов. В Индонезии, к примеру, есть провинции, расположенные на островах типа Папуа - Новой Гвинеи, куда инвестиции вообще не идут. А есть процветающие - такие, как Бали, куда иностранцы охотно вкладываются. Особенность России в том, что регионы, расположенные вплотную друг к другу, имеющие одинаковые характеристики в плане инфраструктуры, рабочей силы, привлекают разный объем инвестиций. Яркий пример - Ивановская и Владимирская области. Владимирская по этому показателю входит в первую десятку. Ивановская - в хвосте рейтинга. "Важный фактор - качество работы госинститутов, - констатирует Пахалов. - В одних регионах оно на высоте, в других - проваливается". Решение проблемы эксперт видит в том, чтобы внедрять в отстающих регионах практики, которые уже принесли хорошие результаты в более продвинутых. "То, что делают в передовой Калужской области, можно использовать и в Ивановской, - замечает Пахалов. - Возможно, это не сработает в Сибири и на Северном Кавказе, поэтому там решения должны быть индивидуальными, учитывающими местную специфику".

    Поделиться