14.10.2013 23:41
    Поделиться

    Эксперт: Бухгалтерский учет должен стать добровольным

    Необходимость упразднения всех отчетных процедур, без которых можно обойтись, и максимального упрощения процедур, без которых обойтись нельзя - этот тезис стал нашим программным принципом еще до официального основания организации малого бизнеса в нашей стране. Настойчиво повторяя, что 90% зарплаты главного бухгалтера - это такой вид налога, мы, правда, исходили из того, что бухгалтеров в России 1,5-2 млн человек - меньше, чем малых предпринимателей. Оказалось, мы ошибались...

    В Соединенных Штатах Америки при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по налогам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при населении 143 млн - рассекретил цифры министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Дмитрий Медведев еще в 2012 году упоминал 5 млн бухгалтеров и аудиторов. Как в известном анекдоте: это уже не "ужас", это "ужас, ужас, ужас!..". А мы еще удивлялись, что нас никто не слышит! Бухгалтеры и аудиторы стали самостоятельной социально-экономической силой. Выступать против бухучета - все равно что ссориться с родной матерью, даже выживи она из ума, общественное мнение все равно будет на ее стороне. Но делать-то с этим что-то необходимо!

    С этого года вести бухучет должны даже предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения - ранее им было достаточно книги учета доходов и расходов. Вообще обсуждается вариант сократить их количество как минимум вдвое. Если брать опыт зарубежных стран, то можно сократить и в три раза. Сейчас бухгалтеры в основном оформляют отчетность. В крайнем случае, если они и есть, то можно сблизить их функции с обязанностями налоговых консультантов - так считает ряд экспертов.

    Когда на заводе, где 1000 рабочих, сотня инженеров и полсотни менеджеров, в бухгалтерии работают 5 человек, это десятые доли процента. Но бухгалтер в типичном малом предприятии (маленький магазинчик, мастерская, парикмахерская и т.п., муж с женой - и директор, и работники, и уборщица) - это треть занятого персонала - неразумные расходы в условиях нестабильной экономической обстановки. А в сегодняшних реалиях занят он у них практически полный рабочий день.

    Михаил Абызов поддержал инициативу "сближения бухгалтерского и налогового учета", а по моему мнению, их не "сближать" надо. А надо либо полностью сливать воедино, либо, наоборот, развести подальше друг от друга - и один из них упразднить. Если налоговый учет останется "отдельным" и, по самой сути своей, обязательным, бухгалтерский должен стать добровольным - это отвечает здравому смыслу. Если он нужен руководству предприятия, оно наймет бухгалтера. Если его результаты нужны акционерам, они выразят свою волю. Как только "налоговый учет" отделился от бухгалтерского - бухгалтерия полностью утратила свою легитимность. Странно, что никто еще не поехал в Санкт-Петербург с вопросом о конституционности закона "О бухгалтерском учете". С вопросом о том, на каком основании людей заставляют вести учет, результаты которого если кому и нужны, то только им самим.

    Хороший бухгалтер - это первый помощник директора. Это подарок небес. Не надо его навязывать предпринимателю насильно. Необходимо дать возможность бизнесу выбирать самому. Во многих направлениях микро- и малого бизнеса предпринимателю свой отдельный бухгалтер по объективным причинам не нужен. Это работу можно сделать самому. В подобных случаях введение обязательного бухучета является лишь дополнительной административной нагрузкой для предпринимателя, а эта нагрузка в нашей стране и без того велика. Стоит только вспомнить о фискальных платежах, в частности о страховых взносах, за снижение которых бизнес-сообщество вело серьезную борьбу.

    Есть ведь и другие виды учета - управленческий, складской, логистический; если они нужны, они ведутся. Вполне добровольно. По этому вопросу есть отдельные исследования Росстата. Есть лимиты отходов. Для малого предприятия вообще нужно разработать единую форму ведения всех на свете учетов одним человеком - сдал один документ и гуляй, развивай свой бизнес. Это, собственно, исходная идея патентной системы налогообложения. Мы знаем, без преувеличения, сотни людей - профессионалов самой высокой пробы, которым стать предпринимателями не дает только одно - сознание, что кроме своего дела, любимого и знакомого, придется заниматься бесконечной писаниной, заполнением бланков и сидением в очередях, многочасовым общением с чиновниками разных уровней. Или кормить лишнего человека, который никогда не выходит к клиенту, не стоит за станком или за прилавком, не берет в руки руль или мастерок. Который ничего не создает!

    Налоговый консультант, в которого предлагают перекрасить среднего бухгалтера, не решит проблемы, он скорее создаст две новые на ее месте. То же самое лобби, только еще менее заметное и потому более эффективное и опасное. Миллионы людей, кровно заинтересованных во всемерном усложнении законодательства. Если в правилах игры предприниматель сможет разобраться сам, зачем ему консультанты?

    Изобретать велосипед, конечно, приятно... Но если задать вопрос, на чем много лет "ездят" соседи, и принять как аксиому, что химический состав тел (людей, машин и т.д.) один и тот же, то, наверное, станет очевидным, что и состав отчетности, и периодичность ее сдачи, и объем данных, которые должен готовить замученный малый предприниматель для государства и в загнивающей под ударами кризиса Европе и в процветающей нефтегазовой России, все-таки может быть одним и тем же. Конечно, есть еще один вариант. Оставить все как есть. Держать бухгалтеров и оформлять тонны бухгалтерской и налоговой отчетности. Только тогда давайте засчитывать их зарплату в счет уплаты всех тех налогов, которые они администрируют. По крайней мере, это будет честно.

    Поделиться