14.10.2013 16:15
    Поделиться

    Как развивались поезда столичной подземки

    14 октября 1934 года состоялось первое испытание пробного поезда Московского метрополитена. Поезд состоял из вагонов типа "А", прослуживших в столичной подземке 4 десятилетия и ставших основой отечественного метровагоностроения.

    "РГ" собрала несколько любопытных фактов о поездах и вагонах, которые использовались и продолжают использоваться в метро Москвы.

    Ежики

    В 70-х годах Московский метрополитен обзавелся вагонами типа "Еж", которые, само собой, прозвали "ежиками". Такое название никак не связано с животным миром: эти вагоны были созданы на базе предшественников (вагоны типа "Е") и должны были стать переходной формой к вагонам типа "Ж".

    Сделано в Германии

    Первые поезда Московского метрополитена были выпущены в 1934 году, однако самые старые, построенные еще в 20-х годах, встали на московские подземные рельсы только в 1946 году. Это была продукция немецкого завода Оренштейн-Коппель, попавшая в Москву в качестве послевоенных репараций и получившая обозначение тип "В".

    Голос

    Выбор голоса, объявляющего станции в поездах московской подземки, не случаен. При движении к центру по радиальным линям этот голос традиционно мужской, а в обратном направлении - женский. Это должно помогать людям со слабым зрением и слухом ориентироваться в движении. Также, на Сокольнической линии есть традиция: в дни Новогодних праздников в поездах можно услышать голоса популярных артистов.

    Как вагоны попадают под землю

    От мытищинского завода "Метровагонмаш" вагон отправляются в путешествие "к центру Земли" по обычной железной дороге. Благо, что ширина колеи у обычных поездов и составов метро в России совпадают. Сначала вагоны идут по Ярославской железной дороге, потом по окружной до пересечения с Рижским направлением и следуют до станции "Подмосковная", имеющей ответвление в депо "Сокол".

    Исколесили весь мир

    Метровагонмаш и другие заводы, поставлявшие вагоны для столичного метро, работали на славу, поэтому составы передавали не только в Москву, но и в другие города бывшего СССР и даже в дальнее зарубежье. Знакомые пассажиру московской подземки составы можно увидеть в Варшаве, Софии, Праге, Будапеште, Тегеране.

    Немного любопытной информации в сухих цифрах

    За сутки Московский метрополитен эксплуатирует около трех с половиной тысяч вагонов. Один поезд состоит в большинстве случаев из 8 штук, хотя на некоторых линиях число вагонов сокращено до 6 или 7. А средняя скорость, с которой эти поезда движутся, составляет 41,61 км/ч.

    Именные поезда

    Московский метрополитен известен несколькими поездами с "изюминкой". Такие поезда, конструктивно состоящие, как правило, из обычных вагонов, имеют уникальный концептуальный дизайн, символическое значение и даже собственное "имя", потому их и называют именными. Кроме того в вагонах таких поездов нет официальной рекламы. Есть и определенные трудности: в случае поломки одного из вагонов заменить его просто нечем, поэтому во время ремонта поезд простаивает. Всего в Московском метрополитене было более 15 таких поездов.

    Старый добрый "Народный ополченец"

    Самым старым из ныне функционирующих именных составов является "Народный ополченец". Курсировать по Замоскворецкой линии он зачал еще в 1989 году. Снаружи он отличается от обычных поездов меньше своих именных "собратьев": стандартная синяя окраска украшена надписью и георгиевской лентой. Внутри вагонов можно найти много познавательной информации о Великой Отечественной войне.

    Учись и катайся

    В последние 5-10 лет появилось довольно много просвещающих поездов - "Акварель", "Читающая Москва", "Поэзия". Первый совершает поездки по "синей" ветке и имеет, пожалуй, самый оригинальный наружный дизайн. Внутри представляет собой, по сути, картинную галерею, для чего была несколько изменена конструкция вагонов. "Читающая Москва" колесит по Кольцевой линии, приобщая стар и млад к классике отечественной и зарубежной литературы. Те же цели, но только на Филевской и Арбатско-Покровской линиях, а также с уклоном в лирику, поставлены перед "Поэзией в метро".

    Назад к истокам

    В атмосферу метро 30-х годов прошлого века пассажиров погружает ретропоезд "Сокольники" - состоящий из относительно новых вагонов, он полностью стилизован под самые первые поезда с вагонами типа "А": те же цвета снаружи, те же "пухлые" диваны и своеобразные поручни, такие же светильники-бра.

    Поделиться