13.10.2013 23:20
    Поделиться

    В лице Пугачевой "суррогатное материнство" имеет шанс на оправдание

    Кто вышел спорить о суррогатном материнстве?
    - Заметьте, они стреляют в воздух! - сказал умный рефери недавнего ТВ-"поединка" депутата Милонова с певицей Лолитой Игорь Волгин. Дуэлянты - в программе у Владимира Соловьева - спорили по поводу "суррогатных детей" Аллы Пугачевой и Максима Галкина.

    Действительно, благодушие вначале лилось через край. Лолита хвалила Милонова за великолепный английский, учебу в Гарварде и Техасе (в которых он не учился) и усыновление детей, себя благородно принижая до " я - женщина, я - дура из шоу-бизнеса". Милонов напирал на то, что Лолита - талант. Ну а уж Алла-то Борисовна…

    "Я вырос на Алле Борисовне", скажет Милонов. "Не пугайте меня этой фразой", - привычно пошутит Соловьев. И все в таком духе.

    Умы блуждали, где хотели. Милонов бросал непереводимое "У вас стойкая личная депривация - выпейте кофе". Лолита признавалась в любви к Сахарову и каялась, что за деньги работала на победу Ельцина на выборах, присовокупив гонорар к убеждениям. Как будто от Сахарова, Ельцина и современной истории убавится, не признайся и не покайся она в этом.

    Несколько доброкачественно умных участников - критик Игорь Волгин (рефери), журналист Андрей Максимов (болельщик), и отец Александр Ильяшенко (известный в Москве священник) также не смогли подойти к черте настоящего спора.

    Попытки Андрея Максимова указать Милонову¸ что он бездельник и "дитя пиара", тоже ничего хорошего не дали. Только ввели Лолиту в соблазн пойти еще дальше и дружески обвинить Милонова в … применении политтехнологий и манипулировании сознанием масс. А заодно рассказать, что она занялась "сравнительным анализом Корана". Тут в дискуссии засквозило что-то гоголевское. А в душе появилось подозрение, что столь опереточные фигуры специально выбраны для ошучивания темы.

    А тема между тем убийственная. Еще вчера любые дети любой матери были детьми Мадонны, а нынче стали детьми для Примадонны?

    Аргументы в споре были таковы. "За" - во-первых, закон разрешает. Во-вторых, у всех сторон есть свобода выбора (и это знак демократии). В-третьих, не надо досуже лезть в чужую постель и уточнять, как зачаты дети, способ зачатия детей - личное дело зачинающих. В четвертых, прогресс развивается и доразвивался до высоких биотехнологий, и глупо быть врагом прогресса: пересадка детей в чужое чрево, что пересадка почек. В пятых, пресеките пороки тех, кто душит детей и выбрасывает их на помойки, а уж потом заикайтесь о порочности способов зачатия детей, которые, ясное дело, будут как сыр в масле кататься.

    Аргументы "против" не всегда пересекались с аргументами "за", но тоже прорисовывались. Во-первых, нельзя волонтировать бедных и превращать их в инкубаторы для богатых - пусть рожают своих, настоящих детей, в жизнь трудную, но лишенную изуверски унизительных сюжетов торговли чревом - Ломоносова-то родила крестьянка. А сдавая чье-то бедное материнское чрево на прокат, мы, потакая облегченной плодовитости богатых за чужой счет, не впустим в мир Ломоносова или просто светлого и чистого человека. Во-вторых, не ставя нравственных табу человеческой биоинженерии, мы откроем путь к падению, и "доинженеримся" хоть до инцеста. В-третьих, человек - не гамбургер, не биопродукт, его появление как-то связано с волей Божией и его наградой (для атеистов - не аргумент). В-четвертых, на суррогат волонтируются молодые девушки, часто обреченные потом на бесплодие. В-пятых, суррогатное материнство провоцирует своего рода социальный "расизм", разделение на "белых" и "черных", на вынашивающих женщин смотрят чуть ли не как на свиноматок. В-шестых, в развитых европейских странах не зря запрещено "суррогатное материнство", а его узаконенность у нас превращает нас в страну "третьего мира". В-седьмых, у женщины, вынашивающей плод, устанавливается особая эмоциональная связь с ним, и если раньше от дома не отлучали даже кормилиц, любивших тех, кого они выкормили, то что же мы делаем с душами тех, кто выносил дитя, и душами самих детей? Мать знает, что ребенку худо, даже если он ей об этом не говорит. Какая женщина будет знать это в данном случае - давшая яйцеклетку или носившая во чреве?

    Плохо или хорошо заявленные, но аргументы прозвучали.

    Другое дело, что Пугачева в героинях этой истории сильно влияет на лабораторную моральную чистоту ситуации.

    Я, в отличие от Милонова, не выросла на Алле Борисовне. Хотя в 20 лет имела классические претензии разочарованной девушки по поводу того, что "это лето обещало мне, обещало мне, да не исполнило". А в 25 не могла не восхищаться с безупречным вкусом выпеваемыми ею стихами Цветаевой и Ахмадуллиной в "Иронии судьбы". Но к 30, когда догадываешься, что ничего нам лето не обещало, и перестает нравиться мучительная мысль, "что вы больны не мной" - все и прошло.

    Пугачева - кумир растущих. Полудевушек-полуженщин. Эту женскую инфантильность - в сильно утрированном варианте - теперь транслирует Верка Сердючка.

    А Алла Борисовна, расставшись с породившей ее "эпохой" (помните знаменитый анекдот про "мелкого исторического деятеля времен Аллы Пугачевой") перетащила свое величие в новый век. В 90-е попела - в тему - про "небо в клетку". А в "нулевые" и "десятые" ее хитами стали не вольно отредактированный Мандельштам и не задыхающаяся от любви Тушнова, а собственные поступки.

    Первое венчание с Киркоровым. Второе венчание с Галкиным. При диком разрыве в возрасте - в пользу женщины. Ну кто это забудет - хоть из верующих, хоть из атеистов?

    Алла Борисовна - что-то вроде нашего Femen - только без какашек и не к месту обнаженных грудей. При том, что сегодня деньги и положение сплошь и рядом возводят мужчин в этически неподсудных селекционеров женщин по возрасту и габаритам, у Пугачевой - как бы в отместку за нас за всех - дико молодой и любящий ее муж. Которого она не выбирала на ярмарке молодых женихов, а который - пришел и полюбил. И вообще, с детства начав целовать экран телевизора с ее изображением, и с тех пор ни разу не вышел из образа.

    То, к чему любая женщина идет через пустыню жизни, она - дошла. И отлюбила! И добилась любви и непредательства в ответ!

    По эстетике, это, может быть и пошло, и банально - немолодая, с подтяжками, кудряшками - а по сути - нет.

    И если все другие Femen нашей округи по мордовским колониям да по домашним арестам, то она - на белом коне. В том числе и церковного оправдания своих поступков. Боюсь, что и в этой войне Femen с традициями и церковью победит Femen.

    Слышно было по нашептываемым Милонову подсказкам, как не умны тут были прагматические, осаживающие логики церковных людей: "Ну есть у тебя внуки, ну и удовлетворись, в этом возрасте уже удовлетворяются внуками, а не детьми".

    Но - семья не свиноферма по разводу потомства, а жизнь - не сезон колхозных жатв. В стране с такой демографией, с таким количеством разводов и неуплаченных алиментов, с обоюдным предательством мужчин и женщин, с почти невероятной возможностью создания хорошей семьи, и тем более - неоспоримая сверхценность последнего полувека - семьи по любви - вы хотите бросить в эту женщину камень? Ну-ну…

    Алла-то Борисовна в отличие от молодых, склонных к абсурдированию девиц, - не человек-вызов. Она - человек-мост. Мост между нашим несчастьем и своим - а кажется, что нашим общим женским - счастьем.

    Вот никак не могу забыть, как на одной абсолютно православной встрече лет 20 назад кто-то прислал одному праведному и мудрому старенькому священнику записку с вопросом: "А Алла Пугачева спасется?". Ответ был потрясающе неожидан: "Она очень страстная. Поэтому, может быть, Бог помилует". Ясно было, что речь не шла о мелких грешных страстях - гнева, раздражения, обидчивости - а об открытости и горящести натуры.

    Кому неясно, что Пугачеву к "суррогатному материнству" толкнул не физиологический эгоизм, а перекошенная женская судьба (А у кого она в России ровная?). Что, приди к ней любовь раньше и будь у нее возможность забеременеть, она бы никогда не покупала чужую утробу. "Примадонна", может быть, и дурновкусна, но она жертвенна, это видно. В любви уж точно. А если и не так, то жертвенность вошла в ее образ - через песни, через страсть.

    У меня такое ощущение, что, будь ее воля, она бы оставила этих детей, их появление и крещение, и свое - необходимое в таком случае - покаяние - в тайне. Что ее вытолкнули в свет. То ли беспощадные законы шоу-жизни. То ли политтехнологи, в надежде, что уже давно рожающая "суррогатно" Рублевка (из 5 детей - только один выношенный, остальные "суррогатные", рассказывает посвященная в сюжеты знакомая) получит в лице этой женщины оправдание. Потому что в лице этой женщины есть шанс его получить…

    Но при всех резонах неумолимо вспоминается апостольское "Жена спасается чадородием".

    Еще несколько лет назад это звучало приземленно-плотски. А сегодня - почти поэтически-возвышенно. А вдруг святой апостол для наших времен говорил?

    Поделиться