11.10.2013 15:09
    Поделиться

    "Сталинград": взгляд на войну через 3D-очки

    На "Сталинград" в Казани я шел с робкой надеждой на чудо. А вдруг наконец нашим удалось снять кино про войну такое же пронзительное, как советское, и зрелищное, как американское?

    Картина, безусловно, оставила яркое впечатление. Но не потрясла. Есть такое емкое определение, перекочевавшее в нашу речь из молодежного сленга: "зацепило". Так вот, картина Федора Бондарчука меня именно что зацепила. А хотелось, чтобы "убила наповал". Тяжело ранила, наконец, если уж пользоваться военной терминологией. Но режиссер промахнулся. Он засыпал меня виртуальными осколками, пылью и сажей. Контузил спецэффектами. Но в сердце не попал. Хотя целился автор из современной высокоточной "винтовки".

    И при этом критиковать ленту жутко не хочется. С приходом в кино 3D-технологий оценивать фильмы становится крайне сложно. Ведь ты уже вроде не совсем зритель, но еще и участник. Его величество эффект присутствия!

    А потому, нравится мне это или нет, но я смотрел не картину "Сталинград", я побывал на поле боя, находясь в зале "Киномакса". Я под командованием капитана Громова держал оборону дома. Я изучил каждый его закуток. Я цепенел от страха, я приходил в ярость, я убивал. Я смеялся над солеными солдатскими шутками своих товарищей. Я плакал над их телами.

    Испытал бы я что-то подобное без трехмерных очков на глазах? Не заменил ли мне эффект присутствия обычного человеческого сопереживания? Наверное, нет. Но, уж простите за каламбур, без 3D это драма выглядела бы более плоско. Психологические портреты основных героев набросаны несколькими штрихами. Актерам, в общем-то, удается передать характеры своих персонажей, вызвать симпатию, но привязаться к ним по-настоящему не получается. И вышибает слезу в фильме, как это ни странно, не их игра, а чтение закадрового текста. История любви, которая, по идее, должна быть нервом картины, прописана довольно бледно. Так что сцены кровавых рукопашных схваток вызывают гораздо больше эмоций, чем "война полов".

    И да простят меня актеры, но самый яркий образ в "Сталинграде" удался художникам. Я говорю о доме, в стенах которого и разворачиваются события. У него свой характер, своя судьба и даже свои внутренние монологи. Атмосферу дома художникам удалось передать великолепно, вплоть до мельчайших деталей. Это не просто полуразрушенное жилище, а какой-то жуткий и одновременно трогательный музей. Музей прошлой мирной жизни.

    Зарубки на дверном косяке, отмерявшие рост маленькой Кати, кукла, портреты родителей, рояль, книжный шкаф. Сама хозяйка бродит среди вещей как среди экспонатов, даже не касаясь их. На круглом столике застыл присыпанный толстым слоем известки натюрморт: ваза с цветами, дамская сумочка, семейное фото. Время здесь остановилось. Дом словно обезумел от пережитого горя и погрузился в иллюзорный мир, отказавшись воспринимать реальность. И все же уйти от нее не удастся.

    Дом погибнет, разделив участь своих защитников. Хотите попытаться отстоять его снова? Отправляйтесь в "Сталинград". Быть может, эффект присутствия не такая уж плохая штука, если помогает понять ветеранам компьютерных стрелялок, чего стоила победа нашим дедам в этой войне.

    Поделиться