09.10.2013 23:20
    Поделиться

    Третьяковскую галерею превратят в музейный квартал

    Превращение Третьяковской галереи в музейный квартал в Лаврушинском переулке становится реальностью. Недавно министр культуры Владимир Мединский представил Владимиру Путину проект нового здания, которое и должно стать последним пазлом в этой удивительной мозаике. Проект президенту понравился. До конца года он должен пройти экспертизу, а в 2014-м начнется строительство.

    Для принцессы Грезы

    Пока же из окна директора Третьяковки Ирины Лебедевой видна стройплощадка. Но и то, что она есть, уже немало. Достаточно вспомнить, каких трудов стоило освободить этот участок в конце 90-х. Два здания, стоявшие там, по общему мнению экспертов, архитектурной ценности не представляли. И если бы речь шла только о них, скорее всего особых проблем их снос бы не вызвал. Но к моменту прихода туда бульдозеров в Москве так подчистили историческую застройку, что защитникам архнаследия города приходилось дежурить по ночам чуть не у каждого из оставшихся зданий. Но и галерея нуждалась в развитии.

    "Особенность Третьяковки в том, что родилась она не во дворце, как национальные собрания многих стран, а в частном доме, в котором жила семья ее основателя Павла Михайловича Третьякова, собиравшего свою коллекцию именно с целью создания демократического музея, - напоминает Лебедева. - И пополнялась она во все времена быстрее, чем увеличивались предназначенные под нее площади".

    Картины Павел Михайлович начал покупать в 1856 году, а в 1874-м построил первую галерею. Потом пристраивали новые залы. Спустя век, в 1980-е годы, опять встал вопрос о необходимости расширения галереи и появилось первое в России фондо-хранилище с реставрационными мастерскими, а чуть позже - Инженерный корпус, ставший фабрикой климата для Третьяковки и пространством для небольших выставок.

    Одновременно реконструировали основное здание Третьяковки. В ходе работ перекрыли внутренние дворы, благодаря чему появились залы для таких шедевров, как "Принцесса Греза" Михаила Врубеля и "Явление Христа народу" Александра Иванова. Сегодня у Третьяковки вместе со зданием на Крымском валу, где размещена часть ее коллекции, посвященная XX веку, 100 залов. Но и их для собрания за 1000 лет - от икон и древнерусского искусства XI века до начала XXI века - мало.

    С видом на Кремль

    В начале 2000-х встал вопрос о строительстве нового здания - 4-этажного корпуса на углу Кадашевской набережной, Лаврушинского и Малого Толмачевского переулков. 35 000 кв. метров, которые, по расчету, добавят Третьяковке 40% к имеющимся у нее площадям. Проектирование поручили "Моспроекту-4", коллектив которого за Инженерный корпус был удостоен Госпремии. Он занимался Третьяковкой последние 30 лет. Стройку планировалось начать в 2008-м. Но все время что-то мешало. А в 2009 году галерею возглавила Ирина Лебедева, 25 лет проработавшая в Третьяковке и знавшая все ее проблемы.

    И выяснилось, что проект нового здания успел устареть. Новое же время, по мнению Лебедевой, требует и новых форм работы. "Сейчас большой запрос на интерактивные программы, - говорит она. - К примеру, открылась какая-то выставка, а рядом идет показ фильмов того же времени или читаются лекции". Значит, галерее нужен конференц-зал, где эти фильмы можно не только посмотреть, но и обсудить, а еще концертный зал мест на 500, пресс-центр, кафе с видами на Кремль. А еще хорошие реставрационные мастерские, ведь главное дело любого музея сохранить доверенные ему богатства. На корректировку уже готового проекта ушло 4 года.

    Дом с картинами на окнах

    Поиск решения, как будет выглядеть внешне новый корпус, стал камнем преткновения. "Каких только крайностей мы не наслушались за годы, - вспоминает гендиректор "Моспроекта-4" Андрей Боков. - Например, предшественник Ирины Лебедевой на посту директора галереи предложил: "Давайте сделаем, как музей современного искусства в Бильбао! Я там был, здорово выглядит!" Позже он скажет: "Я побывал у Юрия Михайловича (Лужкова, бывшего мэра Москвы), он тут набросал эскиз". Звучит как анекдот, но именно этот набросок взяли за основу.

    Сергей Собянин, став в 2010 году мэром Москвы, не счел возможным вмешиваться в проект Третьяковки. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов предложил провести конкурс на разработку проекта фасадов нового корпуса. "Моспроект-4" участвовать в нем отказался. Третьяковка не могла четко сформулировать, какой именно фасад она хочет. "Мы знали, чего не хотим: никакого неорусского стиля, исторического фасада и никаких бетонных построек советской поры", - говорит Лебедева.

    Из 5 представленных на конкурс проектов победила работа архитектурной мастерской "Чобан и партнеры". Дом с окнами в виде картин - напыление живописи на стекло, взятое в белые рамы. Мотив, подсказанный интерьерами дома Третьякова, стены гостиной которого были увешаны картинами от пола до потолка. Так и получилось: у проекта здания один автор, а у фасадов другой. Такого в истории современной Москвы еще не было. А в истории Третьяковки было: ее красно-белая роспись на прежде светлом особнячке появилась после смерти Павла Михайловича. Совет галереи заказал ее художнику Виктору Васнецову, и в новом облике Третьяковка предстала в 1904-м.

    Кстати

    Сейчас стены нового здания в грунте уже готовы. Срок ввода корпуса - 2018 год. Минкультуры и Третьяковка полны решимости простоев больше не допускать и через 5 лет представить в Лаврушинском переулке завершенный музейный квартал.

    Поделиться