09.10.2013 23:58
    Поделиться

    Александр Жуков: Менталитет наших болельщиков нужно менять

    Первый зампред Госдумы Александр Жуков рассказал члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому о проблемах пенсионной реформы, а также - какие преследовал цели новый закон о болельщиках.

    Как вы относитесь к попыткам правительства провести реформу пенсионной системы? Не является ли это поисками черной кошки в темной комнате, потому что всем грамотным людям понятно, что там ее давно уже нет?

    Александр Жуков: Проблемы пенсионной системы понятны. Они носят объективный характер и вытекают из того, что у нас, к сожалению, на каждого работающего, постепенно, со временем, и сейчас этот процесс идет, с 2000-х, приходится все больше пенсионеров.

    Действующая пенсионная система, так называемая "социальная", была придумана Бисмарком, когда в Германии на 100 работающих приходился один пенсионер, а у нас, если мне память не изменяет, на 1,7 работающих приходится один пенсионер. Почему я сказал, что кошки в комнате уже нет? Эта система в современных условиях просто физически не может существовать, я уже не говорю про нашу производительность труда и стареющее население. И попытки ее усовершенствовать напоминают попытки усовершенствовать каменный топор.

    Александр Жуков: Я бы так не сказал, потому что все-таки основная попытка усовершенствования пенсионной системы - введение накопительного элемента, предпринятая в начале 2000-х, систему Бисмарка несколько меняет. Потому что молодые люди не все платят отчисления тем, кто сегодня получает пенсию, а часть могут накапливать на своих счетах.

    9 тысяч рублей составил средний размер начисленной пенсии в 2012 году. (По данным Росстата)

    К сожалению, у нас эта вроде бы разумная мера, направленная на то, чтобы в какой-то степени подправить недостатки солидарной системы, испытывающей из-за старения населения дисбаланс, не стала успешной, потому что большинство людей абсолютно безразлично отнеслось к своему накопительному элементу. Большинство осталось "молчунами", право распоряжаться своими деньгами они полностью предоставили государству. Это первое. И второе, все-таки мне кажется, что большинство людей в России не готовы откладывать сегодня деньги на пенсию. Они готовы сегодня их потратить на какие-то текущие цели, не думая о том, что будет потом. Наверное, это происходит потому, что еще с советских времен люди привыкли получать пенсию в любом случае.

    Не только поэтому, в России в течение последних 100 лет нет святого понятия частной собственности, оно не святое. Люди понимают, что у них все могут забрать в любой момент. Они не откладывают в банки, потому что был 1991 и 1998 годы, они не вкладывают в недвижимость, потому что ее могут отобрать, люди в принципе не доверяют государству. Это одна причина. И вторая, вы прекрасно помните, что когда начинали пенсионную реформу, средняя продолжительность жизни мужчин в России была 59 лет, сегодня, слава богу, она сильно за 60, но тогда была 59, и любой мужчина понимал, что просто не доживет.

    Александр Жуков: Начну с последнего. Это очень распространенное заблуждение, средняя продолжительность жизни никак с пенсией не связана. Если человек доживает до пенсии, до 60 лет, то дальше средняя продолжительность жизни в России, вы, может, удивитесь, составляет еще 19 лет. А низкая средняя продолжительность жизни вызвана именно высокой смертностью в молодом возрасте. В основном из-за проблем с алкоголизмом.

    Когда я работал в правительстве, одной из главных задач, которую в том числе я решал, было увеличение продолжительности жизни. На это был направлен целый ряд программ. В том числе программа по увеличению рождаемости, чтобы выровнять катастрофическую демографическую ситуацию, которая тогда складывалась, сейчас она принципиально другая. Кстати, за счет развития спорта довольно быстро начала увеличиваться средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин. И этот процесс продолжается. Но это только усугубляет пенсионную проблему, потому что и продолжительность жизни и так называемое дожитие после выхода на пенсию увеличивает и количество пенсионеров.

    Теперь возвращаюсь к началу вопроса, по поводу собственности. К сожалению, в советские времена частная собственность вообще не приветствовалась, была только личная собственность. И для того чтобы эту ситуацию изменить ментально у людей, требуется достаточно длительный промежуток времени. Хотя я бы не сказал, что у нас сейчас нет уважения к частной собственности. Да, бывают опасения у людей, что если они во что-то сильно вложатся, то потом пострадают, но это, кстати, во многом иногда связано с криминалом и с недостаточно хорошей работой правоохранительных органов в судебной системе. Но менталитет у людей меняется, и я уверен, что со временем приоритет частной собственности в России будет возрастать.

    Дума приняла довольно жесткий закон о болельщиках, там в некоторых случаях отлучение от стадиона до 7 лет. Я не очень себе представляю, как он будет реально администрироваться, но тем не менее вы считаете, закон может реально повлиять на менталитет фанатов?

    Александр Жуков: Я думаю, что менталитет фанатов нужно менять. Если обратиться к примерам из европейской и мировой истории, можно увидеть, что из этого получалось. Это было непросто, если вспомнить 70-е годы и поведение английских болельщиков, тогда практически каждый матч заканчивался серьезными драками, и зачастую со смертельным исходом. Иногда десятки человек погибали, в том числе даже на финале Лиги чемпионов. Английские болельщики были самые настоящие бандиты, то же самое касается и итальянских. Это была серьезная проблема при проведении футбольных матчей. Сейчас, если посетить английские стадионы, ничего такого не увидишь, они полны болельщиков, все дружно болеют, поют песни, никто с цепями и заточками на эти матчи не ходит. Но меры были приняты жесткие.

    Аналогичные нашим?

    Александр Жуков: Даже более жесткие. И наш закон принят, чтобы вернуть ситуацию к той, когда на футбол люди ходили семьями, как в советские времена, спокойно, без каких-либо проблем, с детьми, приходили на трибуны, как на праздник. Сейчас, если вы посмотрите на футбольный стадион, в правом секторе - одни фанаты, в левом - другие, простые болельщики попадаются очень редко. А ведь можно "болеть" цивилизованно. На Универсиаде в Казани на спортивных площадках был просто праздник. И на чемпионате мира по легкой атлетике только первые два дня было немного народу, а потом полный стадион, особенно когда выступали фавориты - Болт, Исинбаева, - люди приходили семьями на стадион. Это совершенно другое и очень приятное зрелище. И именно в этом цель закона о болельщиках.

    Ключевой вопрос

    С приходом Сергея Нарышкина в Госдуму там появилась Открытая трибуна и ряд других площадок, где встречаются действующая власть и оппозиция. Я больше знаю Открытую трибуну, поскольку сам там часто бываю. Но вас там ни разу не видел. Вам неинтересно общаться с оппозицией?

    Александр Жуков: Очень интересно, и я, кстати, общаюсь со многими из оппозиции достаточно часто, но просто на все, если честно, времени не хватает. Конечно, у меня сейчас много работы в Олимпийском комитете, это достаточно серьезная большая организация, не говорю уже обо всех международных событиях, которые связаны с олимпийским движением, ну и Олимпиада в Сочи занимает много времени.

    В Думе у меня тоже довольно много обязанностей, план законотворческой деятельности и весь бюджетный процесс. Но после сочинской Олимпиады, если стану посвободней, буду посещать и Открытую трибуну.

    Поделиться