08.10.2013 23:10
    Поделиться

    Эксперты спорят о том, какие сочинения должны писать школьники

    Нет ничего более бесполезного, чем те письмена, которые школьники сдают учителю литературы под видом сочинения. Полноценно читать книги по программе не успевают даже отличники, поэтому большинство берет сборники готовых текстов и просто переписывает их. Сейчас, когда хотят возродить в школе жанр сочинения я спрашиваю только одно: а зачем оно нужно школьникам? Какие знания, умения и навыки сочинение может дать?

    Мы все вынуждены очень много общаться письменно. Начиная от социальных сетей и заканчивая заявлениями о приеме на работу, в жилконтору или, не дай бог, в полицию. Главное требование к речи -она должна быть понятна человеку, к которому мы обращаемся. Если написать корова через "а" или в резюме пообещать "ложить жизнь на благо своей фирмы", тебя, наверное, поймут. Только вывод об общей культуре сделают. Но этому учат на уроках русского языка, при чем тут сочинение, которое числится все же по ведомству литературы?

    - Сочинение надо вернуть, потому что подростки совсем не читают книжек! - часто уверяют поборники гуманитарного образования. Аргумент странный и нелогичный. Почему СССР (насколько обоснованно - вопрос отдельный) считался самой читающей в мире страной? Люди жили в очень бедной эмоциональными новостями и событиями среде. И в этой ситуации книги, литература давали возможность узнать новое, писатели и их герои делились с тобой сокровенными мыслями, чувствами, идеями и концепциями. Нельзя было включить телевизор и уставиться в "Просто Марию", "Санта-Барбару" или каких-нибудь "Ворониных". Зато всегда была возможность открыть книгу и почитать. Вот и глотали подростки Стругацких, с интересом одолевали "Войну и мир", а более интересные и актуальные произведения, тот же "Архипелаг ГУЛАГ", с великим риском приносили на пару дней домой.

    Если человек не прочитал что-то модное или важное, с ним просто не о чем было говорить. Литература была ценностью не сама по себе, а как среда и тема для общения людей. Поэтому в те времена умение прочитать книгу, сформулировать какие-то мысли по ее поводу и поделиться ими было вполне насущной необходимостью. Школьное сочинение этим задачам вполне соответствовало.

    Социологи и психологи уверяют: сейчас на то место, которое в обществе занимала литература, пришли Интернет и социальные сети. Там есть и поводы для дискуссий, и сами дискуссии. Огромные ветки комментариев под постами у популярных блогеров, группы и сообщества в соцсетях вперемешку с флудом, троллингом и прочим офф-топиком заменили обсуждения судеб и поступков героев романов. Идут они по совершенно другим законам, другими словами, в других понятиях и категориях.

    Для большинства школьников необходимость в грамотной письменной речи возникает только при заполнении официальных бумаг и написании формальных писем. Навыки сочинения для этого не слишком полезны, а вот некие "мини-эссе", которые, кстати, входят в перечень заданий по ЕГЭ по русскому языку, очень даже.

    Так что я не понимаю, зачем возвращать в школы сочинения. Чтобы создать видимость внимательного прочтения литературных текстов?

    Для тех, кто родился в XXI веке, многие проблемы и ситуация, описанные в классической литературе, безвозвратно далеки. "Горе от ума" становится понятным, только если на каждой страничке делать по пятнадцать ссылок-объяснений. "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом" - комиссией 200 лет назад называлась сложная и неприятная обязанность...

    Наверное, сочинение может вернуться как замена (или составная часть) ЕГЭ по литературе. Если выпускники школ хотят поступить на творческие профессии, где умение красиво складывать из букв слова необходимо, а знание литературы само собой подразумевается, пусть пишут. Но для массового школьника это излишний навык, который никак в жизни применить будет нельзя.

    В начале XIX века, когда Пушкин учился в лицее, жанр сочинения был частью предмета риторики, то есть учили именно красиво выражаться. А Лев Толстой в своей школе в Ясной Поляне сам записывал за крестьянскими детьми их рассуждения на заданную тему, больше всего в них ценил самостоятельность и непохожесть на образец.

    Школьные сочинения, какими их застал в самом конце ХХ века я, наоборот, стремились к шаблону и все сотни тысяч работ на тему "Татьяна Ларина - любимый герой Пушкина" были написаны как под копирку. Оригинальничать и искать какие-то свои сюжеты и прочтения учителя настоятельно не рекомендовали.

    В России объявлен переход на профильное обучение в старшей школе. Давайте оставим сочинения тем, кому для будущей профессии надо уметь красиво излагать оригинальные мысли, и избавим от этого всех остальных. Потребность читать и думать формируется как угодно, но не из-под палки и не ради бесполезного и постылого бумагомарания.

    Поделиться