07.10.2013 23:47
    Поделиться

    Франшизы в сфере розничной торговли наиболее популярны

    Франчайзинг - лучшая модель бизнеса в условиях стагнации
    Участники Международного форума бизнеса по франчайзингу, прошедшего в Москве, говорили о том, что эта модель бизнеса более всего подходит для МСБ, который сейчас переживают далеко не лучшие времена. Стартапы, использующие известные бренды, легче становятся на ноги и чаще выживают.

    Председатель попечительского совета "ОПОРЫ России", вице-президент Сбербанка РФ Сергей Борисов подчеркнул, что ситуация в российском малом бизнесе является наихудшей за последние 10 лет, и франчайзинг способен отчасти выправить положение. "ОПОРА" разработала программу на основе франчайзинга "Бизнес-старт", которая предусматривает, что до 80% от стоимости затрат на открытие бизнеса дает Сбербанк. Уже выдано 370 кредитов на сумму более 600 млн руб. и одобрено 2000 заявок. Особое внимание уделяется социально ориентированному бизнесу. Кроме того, в Интернете открыт портал "Деловая среда", где выложено 170 различных курсов для начинающих бизнесменов. Работают также Центры развития бизнеса.

    Замдиректора департамента развития МСБ Минэкономразвития России Андрей Медведев сообщил о том, что в министерстве обсуждаются планы создания Федерального гарантийного фонда для поддержки региональных гарантийных фондов. Именно так работает эта система в развитых европейских странах.

    По словам заместителя руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрия Князева, московские власти намерены обучить до конца этого года особенностям ведения малого бизнеса, в том числе по франчайзингу, 10 тысяч человек. На эту программу отпущено 100 млн рублей.

    За последние три года рынок франчайзинга в России, по данным Европейской ассоциации франчайзинга, вырос на 98%. Большинство экспертов сходятся во мнении, что высокие темпы развития франчайзинга в ближайшие пять лет сохранятся. Как следствие, растет конкуренция среди франчайзеров.

    Сегодня лишь несколько российских регионов используют франчайзинг достаточно широко. Прежде всего это крупнейшие экономические центры - Москва и Санкт-Петербург. Специалисты также приводят данные о перспективности с точки зрения развития франчайзинга и других городов и регионов. Среди них Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Краснодарский край, а также Пермь, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск и Владивосток.

    Практика показывает, что внедрение определенных брендов чаще всего осуществляется через рынок Москвы или Санкт-Петербурга, и только после этого предприниматели выводят свою марку на региональные рынки.

    Мешают развитию франчайзинга несовершенство законодательной базы, обыденность применения "теневых" операций, а также невыполнение обязательств между партнерами. К помехам можно отнести и высокий уровень административного влияния, бюрократическую регламентацию бизнеса и взяточничество, а также высокий уровень криминализации данного сектора экономики. Кроме того, в кругу предпринимателей отсутствуют серьезные знания о франчайзинге, мешает непонимание действительной стоимости франшизы и возможностей, которые она открывает. Все это значительно осложняет применение бизнес-системы в России.

    Зачастую неразвитость конкуренции позволяет не тратиться на франшизу, однако следует понимать, что это бомба замедленного действия, ведь с развитием рынка непременно появятся более сильные игроки с готовыми технологиями, полученными по франшизе.

    Наибольшей популярностью в России пользуются франшизы в сфере розничной торговли, на нее приходится почти половина всех действующих на рынке франшиз. Второе место занимает сфера общественного питания, на третьем месте - франшизы в области бытового обслуживания. Подобное распределение франшиз по видам деятельности мало чем отличается от общемировых показателей.

    Поделиться