06.10.2013 12:39
    Поделиться

    Башкирский театр кукол показал премьеру "Волшебника Изумрудного города"

    Свой 82-й сезон Башкирский государственный театр кукол открыл премьерой "Волшебника Изумрудного города" в постановке Альберта Имамутдинова. Театральные критики уверены, что этот фееричный и динамичный спектакль станет "гвоздем" репертуара.

    Сказка о превращениях - внешних и внутренних - получила адекватное воплощение благодаря использованию кукол разных систем, живого плана, лазерных эффектов и видео, а также замечательной музыке, которую написал Урал Идельбаев. Публика была в восторге.

    Сделать спектакль по произведению Александра Волкова, которое хорошо знают и любят представители как минимум трех поколений, решиться не каждый. Но для режиссера эта сказка имеет особое значение.

    - Это мое самое любимое произведение, оно открыло для меня мир волшебства. В 2008 году я хотел поставить его на сцене Башкирского театра кукол как дипломный спектакль (Альберт закончил Санкт-Петербургскую театральную академию, а до этого - Уфимскую государственную академию искусств. - Г.Д.), но не получилось: тогда в театре шел ремонт, а потом у театра были другие планы. Но сейчас я думаю, что это даже к лучшему. Материал оказался непростым: сюжет до того насыщенный, что передо мной возникла задача - не потеряв внутренней красоты, того, что привлекло в меня в детстве, поставить это на сцене, - рассказал Альберт Имамутдинов.

    За основу было взято либретто, по которому "Волшебник" ставили в Московском ТЮЗе. Но там был двухактный спектакль, а хронометраж кукольного, по правилам, не должен превышать часа. Поэтому текст пришлось сильно сократить.

    - В спектакле говорится об очень важных вещах: о вере в свои силы, о доброте, значении дружбы в жизни каждого. Но кукле не надо много текста, она должна в действии раскрывать сюжет и смысл, - объяснил режиссер.

    Куклы для "Волшебника Изумрудного города" выполнила замечательный художник Аниса Туманшина.  Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Страшила, Трусливый Лев и Саблезубый Тигр получились очень оригинальными внешне, а актеры обогатили образы индивидуальными нюансами. Всех трех волшебниц - Гингему, Бастинду и Виллину - играют артисты. Сходство с куклами им придают сказочные наряды и маски.

    Отдельного разговора заслуживает Великий и Ужасный Гудвин. Он, как и положено волшебнику, даже мнимому, предстает в нескольких ипостасях: как некий фантом, страшилище, медуза и обычный старичок. Все эти образы воплощены истинным мастером метаморфоз - корифеем Театра кукол, народным артистом России и Башкортостана, главным режиссером коллектива Айратом Ахметшиным.

    Опытные и талантливые артисты, занятые в спектакле, по словам режиссера, стали полноправными партнерами постановщиков, а не просто исполнителями того, что задумано другими. Их советы оказались уместными и полезными. В результате такого творчества родилось произведение, которое отвечает самой сути театра кукол как искусства синтетического.

    Режиссер говорит, что работая на самого сложного зрителя, ребенка, необходимо учитывать, что он сегодня растет и воспитывается не на книгах или устном творчестве, а на мультфильмах и компьютерных играх.

    - Я противник одноплановых спектаклей, например, только ширмовых. Они уже неактуальны, сделать их интересными крайне сложно. Сейчас у детей "клиповое сознание", и чтобы их заинтересовать, надо чтобы в одной постановке были задействованы самые разные системы кукол, самые разные приемы. На мой взгляд, этот материал позволил реализовать подобный подход, - отметил Альберт Имамутдинов.

    Кстати

    "Волшебник Изумрудного города" готовился к постановке в очень непростых условиях. Генеральный прогон на сцене состоялся в начале лета, а в августе в зрительном зале началась реконструкция. Были полностью заменены полы, чтобы сделать спуск к сцене плавным и без ступенек, как прежде. После вскрытия старых полов оказалось, что работы гораздо больше, чем запланировано. Были даже сомнения в том, что театральный сезон откроется в срок. Но, к счастью, последний шуруп был прикручен буквально в ночь перед премьерой.

    Поделиться