03.10.2013 11:50
    Поделиться

    В Самаре состоялась премьера эпатажной версии "Гамлета"

    Героев Шекспира режиссер Анатолий Праудин поселил в цистерну и вооружил бензопилой.

    В театре "СамАрт" состоялась, пожалуй, одна из самых ярких за последние годы премьер. Шекспировский текст и образы осовременили настолько, что декорациями к спектаклю стала ржавая нефтяная цистерна, которая служит героям и домом, и троном, и кладбищенской стеной. А сами жители Датского королевства предстают в образах байкера (Тень отца Гамлета), панк-милитари (Офелия), киллера (Лаэрт) и прочих гламурно-бомжеватых граждан, которые в самые ответственные моменты своей жизни пьют пиво с вяленой рыбой.

    В белом - на ржаво-сиреневом фоне, в котором решено оформление сцены, - только Гамлет. Он появляется в прологе в детских носочках и шортах. Но и ему не удается сохранить невинность своего костюма и, разумеется, души. Уже к середине спектакля белоснежные одежды покроют пятна крови. Смерти тут действительно хватило на всех - в финале уцелеет лишь Человек в сером.

    При этом Праудин (это его пятая постановка в Самаре) в соавторстве со сценографом Алексеем Порай-Кошицем вовсе не разрушает Шекспира, а реинкарнирует его в современных реалиях. За гротесковой формой скрывается извечное противостояние добра и зла, мудрости и безумия, пафоса и комизма. "Дописанный" за Пастернака витиеватый подстрочник, костюмы, сценография, пластика, вытесняющая текст из многих сцен, живые звуки саксофона и всевозможных шумелок - все служит одной цели: показать ржавый мир, в котором нет места любви - Гамлет одинаково равнодушен и к матери, и к Офелии, на похоронах которой он смеется, да и к своему отцу, за убийство которого мстит. И если вначале принц еще полон гуманной нерешительности - произнося знаковое "быть или не быть!", не может убить рыбу, то уже в следующей сцене с криком "крысы, крысы!" до смерти забивает старика Полония. Довершает трагическую клоунаду образ бедного Йорика, который предстает в виде скелета-шута. А сам Шекспир становится кладбищенским песком, рассыпанным по сцене.

    Символам в спектакле отводится одна из заглавных ролей - тяжелые цепи грехов, которые Тень отца Гамлета передает сыну, рыба во всех ее состояниях и, конечно, "вода"... Все участники действа, кроме Гамлета, ходят по сцене с канистрами. Что в них: живительная влага, нефть, пиво, яд? Это собирательный образ смерти, которой действительность готова угостить каждого, кто вступит с ней в сражение. Праудинский Гамлет схватку проигрывает. Но вопрос "быть или не быть" - пытаться вправить сустав "вывихнутому миру" или нет, остается открытым.

    Кстати

    Предыдущую версию "Гамлета" в 90-е годы в "СамАрте" ставил англичанин Аласдер Рамсей. Это был классический "Гамлет" в классическом тоталитаризме. Время изменилось, и артист, исполнявший тогда роль принца датского, играет теперь первого могильщика.

    Поделиться