24.09.2013 11:48
    Поделиться

    В Твери сделали ставку на развитие яхтенного туризма

    Яхтенный бизнес может стать катализатором развития речного туризма в Тверской области
    Международный форум речного туризма (TIFIT), прошедший на берегу Иваньковского водохранилища Волги под Тверью, оставил неоднозначное впечатление. С одной стороны, российские территории, расположенные на водоразделе Волги, Днепра и Западной Двины, обязаны освоить этот сегмент туриндустрии, чтобы получить надежные источники для пополнения бюджетов и в условиях ВТО составить конкуренцию европейским туристическим регионам. Но с учетом того, что имеющиеся госпрограммы развития туризма профинансированы менее чем на восемь процентов, такая задача представляется как минимум трудновыполнимой.

    Организаторами TIFIT выступили Ростуризм и Министерство культуры РФ, которых поддержали крупные финансово-промышленные группы, имеющие интересы в сфере речного (и шире - внутреннего водного) туризма. Однако "первую скрипку" на форуме сыграли власти принимавшей мероприятие Тверской области. Собственно, TIFIT и замышлялся ими как презентация внутренних возможностей - инвестпроектов, которые, по идее, должны заставить туриста "пришвартоваться" и оставить в регионе деньги. И хотя назвать форум международным можно лишь с большой натяжкой, главную задачу он выполнил: сделан первый шаг к консолидации усилий всех сторон, заинтересованных в развитии перспективной отрасли.

    Такое мероприятие проведено в России впервые. Но еще вопрос, по силам ли Тверской области справиться со сверхзадачей - стать "пилотным" регионом в развитии речного туризма, есть ли у нее основания быть примером для других? Если отталкиваться от внешних факторов - исторического прошлого, географических и геологических особенностей, то ответ, безусловно, положительный. Все эксперты отмечали разветвленную сеть местных водоемов (более 800 рек, около 1700 озер, пять крупных водохранилищ), их удобное расположение (между Санкт-Петербургом и Подмосковьем). Область до сих пор совмещала функции транспортного коридора и "дальней дачи" москвичей и ленинградцев, была центром новаций в сфере активного отдыха, водных видов спорта, путешествий и культурно-массовых мероприятий. Именно здесь зародились такие бренды, как речной круиз "Калинин - Астрахань", фестиваль "Вечера на Селигере" и Верхневолжская парусная регата.

    Еще вопрос, по силам ли Тверской области справиться со свехзадачей - стать "пилотным" регионом в развитии речного туризма

    Но если вести речь о том, что необходимо для нормального функционирования отрасли, то похвастать региону пока нечем. Береговая инфраструктура бедна, многие дороги, ведущие к рекам, оставляют желать лучшего. А имеющиеся воднотранспортные пристани - это в основном песчаные насыпи, в лучшем случае - деревянные мостки с будками. Кроме того, речь идет о необоснованной дороговизне всех услуг. И совсем уж наглядный пример: в регионе, который решено "спустить на воду", умирает исток Западной Двины (Даугавы). Инфраструктура, построенная здесь в конце прошлого века местным муниципалитетом и энтузиастами, превратилась в развалины.

    - Возможности экстенсивного развития туризма в области исчерпаны, - отметил спикер регионального парламента Андрей Епишин. - В настоящее время наличие туристско-рекреационного потенциала не является достаточным условием развития современного рынка туриндустрии, на который влияют такие факторы, как состояние материально-технической базы, инфраструктура, объем привлекаемых инвестиций. Дальнейшее развитие водного туризма, увеличение турпотока невозможно без модернизации действующей инфраструктуры: расширения судовместимости имеющихся пристаней, создания новых причалов. Причем строительство и реконструкцию таких (в основной массе достаточно капиталоемких) объектов целесообразно проводить на основе государственно-частного партнерства.

    По словам тверского губернатора Андрея Шевелева, модернизация инфраструктуры и дальнейшее обустройство берегов идет в регионе уже лет пять. В частности, введены в строй пять новых причалов, три водные заправки, пять яхтенных портов. Создано 10 яхт-клубов и еще шесть - строят. К обустройству береговых линий подключились малые предприятия и общественные объединения: в городах Калязин и Весьегонск они восстанавливают разрушенные пристани. Местные законодатели обеспечили и продолжают совершенствовать правовую базу. Так, дополнен региональный закон "О мерах господдержки при создании и развитии индустриальных парков": различные преференции распространены и на инвесторов, реализующих крупные проекты в сфере туризма. Кроме того, в документе появилось положение о "туристско-рекреационном парке", в котором максимально учитывается специфика объектов туринфраструктуры.

    Но возникает еще один вопрос: правильное ли направление избрали власти? На форуме чиновники "застолбили" за регионом яхтенный туризм. Через десяток лет слова "яхта" и "Тверь" должны, по задумке, стать синонимами. При этом глава крупной компании-инвестора, которая строит здесь речной курорт Большое Завидово, Сергей Бачин, всячески подчеркивал, что услуги будут доступны даже среднему классу. У делегатов была возможность посмотреть на эту стройку - для них организовали экскурсию. И что же? К примеру, на берегу вырастает пятизвездочный отель "Рэдиссон", а к недостроенным пока причалам уже пришвартованы 40-футовые катера и яхты. Глядя на это великолепие, как-то не верилось, что курорт будет по карману большинству жителей России.

    Впрочем, и эту проблему тоже обсуждали. Чтобы снизить стоимость услуг, нужно развивать межрегиональные связи, делать совместные водные проекты. Кроме того, следует отдать бизнесу разработку речных магистральных маршрутов (пока что этим занимаются в основном чиновники турведомств). И задачу эту лучше решать в рамках ассоциации "Великая Волга", куда входит тверской регион. Получится или нет, покажет будущее. А некоторые итоги, возможно, будут подведены через год на втором форуме. По крайней мере, многие делегаты пожелали сделать TIFIT традиционным.

    Поделиться