23.09.2013 23:39
    Поделиться

    Меркель не получила абсолютного большинства в парламенте Германии

    - Везите меня в избирательный пункт! - залитый кровью мужчина кричал на санитаров, требуя остановить карету скорой помощи. По пути на избирательный участок немец из Оснабрюка попал в аварию, поломал руку и ногу, но почел свой голос для любимой партии важнее собственного здоровья. Как он поведал журналистам, выбрать он хотел "только Меркель".

    Только партийный блок Меркель и получила самый лучший результат на выборах в немецкий бундестаг - 41,5 процента голосов. Много это или мало? В процентном отношении - меньше половины. Однако это - лучший результат ведомого нынешним канцлером партийного блока ХДС/ХСС за последние двадцать лет.

    Естественно, в первый момент все говорили лишь о "триумфе" Меркель, забыв о том, что все же абсолютного большинства в парламенте у нее и ее партийного блока не будет. А это значит, что и "править лежа на боку", по своему усмотрению, у нее не получится: ее блоку будет труднее проводить свои законопроекты через бундестаг, в котором осталось лишь четыре партии.

    Ведь вторым важным и без обиняков полностью сенсационным результатом выборов стало поражение традиционных партнеров по коалиции ХДС/ХСС - Свободной демократической партии Германии (СвДП), набравшей лишь 4,8 процента голосов. Впервые за всю историю демократической ФРГ с 1949 года эта партия не будет присутствовать в германском бундестаге. Третья сенсация - внезапный успех у избирателей образованной лишь в этом году партии "Альтернатива для Германии", которую фаворизировали "евроскептики". Эта партия едва не вошла в бундестаг, набрав 4,7 процента голосов.

    Однако Меркель рано радоваться: на деле исход выборов - это результат смещения голосов внутри одного коалиционного блока. Партии ХДС/ХСС набрали почти на 10 процентов голосов больше за счет того, что СвДП, с которой можно было бы удобно править, именно эти проценты и потеряла. Причиной тому - ошибочный избирательный лозунг, всплывший после выборов в баварский парламент, из которого свободные демократы тоже с треском вылетели за неделю до выборов в бундестаг. Свободные демократы с унижением просили избирателей отдать за них "второй голос", определяющий соотношение партий в парламенте. Конечно, причиной была и абсолютно размытая партийная программа, и лавирование, и нечеткая партийная позиция в прошедшие четыре года.

    Однако не только это. Причиной был и лидер партии - Филипп Реслер, который запретил газете  "Ди ТАЦ" публиковать интервью о своем вьетнамском происхождении. Увы, немцы еще не готовы выбирать партию с председателем явно азиатской внешности. Ведь более трети всех избирателей ФРГ - старше 60-ти лет. По результатам соцопросов именно эта группа ориентирована расистски и не приемлет иммигрантов.

    То, что избирательная кампания была ориентирована не на партийные программы, а на лидеров и скандалы, было на руку лишь Меркель. Ведь СМИ не пощадили кандидата в канцлеры от Социал-демократической партии, Пера Штайнбрюка, который за две недели до выборов показал в журнале "Зюддойче-цайтунг магазин" неприличный жест, и в последний момент раздули кампанию против лидера "Союза 90-х/Зеленые" Юргена Триттина, напомнив о его требовании 30-летней давности освободить от уголовного наказания педофилов.

    В результате СДПГ набрала лишь 25,7 процента, хотя и улучшив свой предыдущий результат, но не достигнув победы. Ведь традиционный партнер по коалиции немецких социал-демократов - "зеленые" опустились с 10 на 8 процентов и таким образом отобрали шансы на всякое хоть как-то возможное большинство этих двух партий в бундестаге.

    Больше всех очков набрала Ангела Меркель. Ее позитивный образ пожилой симпатичной женщины, всегда скромно одетой, улыбающейся и открытой для людей, не смогли перекрыть другие лидеры. Она стала воплощением приятной вежливой соседки, с которой можно посудачить в свободное время, попросив луковицу для супа. Однопартийцы это прекрасно понимали. Поэтому имиджевая кампания ХДС/ХСС была заточена "под Меркель". Именно Меркель была основным мотивом предвыборных уличных плакатов, она же говорила на теледебатах избирателям: "Вы меня знаете. Выбирайте меня". Таким образом создавалось впечатление, будто править будет лишь Меркель.

    Однако это впечатление обманчиво. Преувеличенно персонифицированная избирательная кампания была лишь отражением того, что христианские демократы лишились четкого программного профиля. Весть о "триумфе" Меркель была слишком поспешной. После потери надежного партнера по коалиции ее партийному блоку придется трудно. Птенец из подброшенного в гнездо кукушкиного яйца остался в одиночестве, разбросав всех других.

    Также и сенсации у блока ХДС/ХСС не получилось: он пролетел мимо удобного для правления "абсолютного большинства" в бундестаге, которое христианские демократы получили лишь один раз, в эпоху Конрада Аденауэра на заре Федеративной республики Германия. Сейчас Меркель можно стать канцлерам, лишь, если ее блок получит большинство в бундестаге в составе какой-либо коалиции. А для этого нужно согласие других партий, которые никогда по доброй воле не поддерживали блок ХДС/ХСС. И теперь все возможные коалиции будут образоваться по принципу "охота пуще неволи". Ведь альтернативой был бы избирательный пат, который привел бы к новым выборам, а в результате к усилению ХДС/ХСС, а может, и к проходу в бундестаг Свободных демократов.

    Самый вероятный вариант в настоящее время - "большая коалиция" ХДС/ХСС с СДПГ. Традиционно эти две партии считаются ведущими в политическом ландшафте Германии. Ведь только им удается всегда набирать больше 20 процентов голосов. Второй, менее реалистичный, вариант - коалиция ХДС/ХСС с партией "Союз 90-х/Зеленые". Меркель открыта для обоих вариантов. Однако "Зеленые" пока настроены скептически. Социал-демократы еще не сказали ни слова. Предстоят дискуссии в партийных органах, которые могут длиться и несколько недель. На следующем заседании бундестага, которое будет созвано примерно через месяц, уже должны быть названы партнеры по коалиции.

    "Черно-зеленой" коалиции еще никогда в истории бундестага не было. Даже если лидеры партии "Союз 90-х/Зеленые" и не отрицают такой возможности, партийный базис вряд ли пойдет у них на поводу и даст согласие на роль "помощника" Меркель. Большая коалиция из ХДС/ХСС и СДПГ стояла у руля в 2005-2009 годах. По существу, это был брак по расчету, в котором партнеры по-прежнему ненавидели друг друга. СДПГ не могла "переварить" провала на выборах и как меньший партнер должна была принимать много компромиссных решений, которые ее избиратели ей не простили. Важные социально-политические реформы не двигались с места. СДПГ наверняка извлекла урок из этого опыта и будет меньше готова к компромиссам, поэтому Меркель и ее блоку будет править труднее, чем раньше. Такой исход выборов вряд ли можно назвать триумфом.

    Корреспондент "РГ" поинтересовался у избирателей перед одним из участков, почему же они не стали угрожать Меркель пересмотром результатов через суд или не пошли на демонстрацию. 50-летний судья Эзра Цивиер ответил:

    - Потому что ФРГ - это правовое демократическое государство, где все уверены в том, что на выборах не будет фальсификаций. Их никогда за всю историю республики и не было. Это проверялось многими международными и германскими организациями, в том числе ОЭСР, "Хьюмен райтс вотч" и прочими. Подозрений здесь быть не может. В подсчете голосов участвуют добровольные помощники, все бюллетени проверяются. Существует общественный консенсус о том, что выборы будут справедливыми. Если результат кого-то не удовлетворяет - он может напиться или выплакаться на груди у жены, но не избивать соседа, который голосовал за другую партию. Мы доверяем своим властям и своей избирательной системе. А если все-таки у кого-то будут сомнения, у нас есть возможность независимого от правительства судебного процесса по проверке результатов выборов.

    Комментарий

    Александр Рар, директор научных программ Российско-германского форума:

    - Сейчас возможны два варианта правящей коалиции, которая в дальнейшем будет определять отношения с Россией. Первый: христианские демократы с социал-демократами. Второй: христианские демократы с "зелеными". При первом варианте можно ожидать значительного улучшения отношений России и Германии. При втором, наоборот, ухудшения.

    Социал-демократы всегда выступали за развитие прагматических отношений между нашими странами. И если Франк-Вальтер Штайнмайер станет новым министром иностранных дел Германии, то он непременно начнет разрабатывать новые инициативы сближения Москвы и Берлина, будет углубляться восточная политика Германии. Конечно, многое будет зависеть от того, как Россия будет реагировать на предложения немецкого правительства. Но думаю, стороны выступят за взаимовыгодное сотрудничество и с удовольствием начнут новые проекты.

    При втором сценарии, с приходом во власть "зеленых", во внешней политике Германии возобладает ценностный подход. На первые места выйдут проблемы защиты прав человека, укрепления гражданского общества в недемократических государствах, поддержка идей "арабской весны". За последние годы "зеленая" партия как в СМИ, так и в бундестаге показала себя как резкий критик России и политики российских властей. И я не думаю, что, попав во власть, "зеленые" сразу изменят свои подходы. Я связываю с их приходом начало новой эры многоконфликтности в отношениях между Россией и Германией. Самое трудное будет пережить первое время, пока "зеленые" не привыкнут к коридорам власти.

    Однако российско-германские экономические отношения будут развиваться без изменений вне зависимости от нового состава правительства. Не исключаю, что бизнес в случае прихода "зеленых" начнет добиваться от них прагматизма в надежде, что экономические проекты не будут тормозиться.

    Поделиться