22.09.2013 23:23
    Поделиться

    Аза Тахо-Годи: Алексей Лосев чувствовал себя "сосланным в ХХ век"

    Исполняется 120 лет со дня рождения великого философа Алексея Лосева
    Cегодня исполняется 120 лет со дня рождения великого философа Алексея Федоровича Лосева. О значении этого мыслителя в русской культуре мы говорим с его ученицей и наследницей, доктором филологических наук, заслуженным профессором МГУ имени М.В. Ломоносова Азой Алибековной Тахо-Годи.

    - Алексей Федорович Лосев, наверное, одна из самых крупных культурных фигур века…

    Аза Тахо-Годи: Сейчас Алексея Федоровича, конечно, никто не обходит вниманием - вспоминают, издают, переводят - в 2013 году вышла на английском его книга "Диалектика художественной формы". Но при этом часто забывают, сколь тернист был его путь, сколько требовалось внутреннего мужества, чтобы сохранить себя человеком, личностью.

    Недавно в МПГУ новый ректор Алексей Львович Семенов, физик, академик РАН, начал встречу с коллективом института с цитат из Лосева. Хорошо, что теперь в бывшем МГПИ, где более 40 лет преподавал Алексей Федорович, им гордятся, называют величайшим философом ХХ века… а ведь как его там мучили, как мешали работать в 40-50-е годы! Только в 1960-х началось какое-то просветление в его судьбе, и он смог более-менее достойно дожить свой век. Восхищаясь лосевским обширным наследием, не надо забывать, что все это делалось вопреки обстоятельствам, когда с 1920-х до 1950-х его так травили, что он чувствовал себя "сосланным в ХХ век…".

    - Почему он не попал на "философский пароход"?

    Аза Тахо-Годи: А за что его было властям высылать в 1922 году? Он был просто очень молодым человеком. Правда, Семен Франк и Иван Ильин отзывались весьма высоко о нем как раз перед своей высылкой из Советской России, но властям он был неизвестен, его книги появились лишь к концу 1920-х. Вот почему неверно называть его "последним философом Серебряного века". У него была иная миссия - он сберег традиции русской мысли и сделал их достоянием второй половины ХХ века. Недавно я написала статью о молодом Лосеве, где специально прослеживаю, с чего начался его путь к созданию "восьмикнижия" - так назвал работы 1920-х годов известный современный философ Сергей Хоружий.

    - И с чего же?

    Аза Тахо-Годи: С гимназии… Уже тогда юный Лосев был захвачен высоким духом науки, причем его мировоззрение вызревало и в гимназической церкви в честь святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских.

    Я то и дело читаю у вас в "РГ" о новых компьютерных классах, о восторге школьников перед первоклассной новейшей техникой.

    Но как кстати звучит при этом преподавательский голос: нам не обойтись без обычного букваря… Слову, принесенному нам равноапостольными Кириллом и Мефодием, должна быть возвращена его великая ценность. Эту ценность хорошо понимали преподаватели Алексея Федоровича - директор гимназии Федор Фролов и учитель древних языков Иосиф Микш, сокурсник замечательного филолога-классика Фаддея Зелинского. Они и подарили Лосеву-гимназисту собрания сочинений Платона и Владимира Соловьева. Фундамент, заложенный в гимназии, обеспечил быстрый расцвет, прерванный арестом и лагерем. По возвращении из лагеря Лосев уже вынужден был писать "в стол", "для археологии".

    - Ему пришлось спрятать в себе философа…

    Аза Тахо-Годи: Да, ему запретили заниматься философией, но поскольку он был филологом-классиком, то, изучая античность, сумел продолжить исследования истории культуры и истории философии. Подтверждение тому его "История античной эстетики". В притеснении его большую роль играла не только власть, но и мелкая зависть коллег. Еще Лермонтов говорил о "ядовитой клевете друзей"... Мол, в лагере сидел и вдруг будет что-то преподавать! Сколько доносов писалось с целью не пропустить его труды - просто страшная картина. По той же причине и в Московском университете он проработал всего два года…

    - Большую роль в его жизни сыграли преданные ему близкие люди, его жена Валентина Михайловна и вы…

    Аза Тахо-Годи: Валентине Михайловне мы все должны быть благодарны. Это она какими-то невероятными усилиями добилась прохождения его книг через коммунистическую цензуру, их издания в 1920-е годы. Когда она скончалась в 1954-м, пришлось мне заняться продвижением его работ. Сейчас в этом мне помогает моя племянница, Елена Тахо-Годи. В октябре в МГУ имени М.В. Ломоносова и в Библиотеке "Дом А.Ф. Лосева" пройдут международные XIV Лосевские чтения "Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции...". Не знаю, состоялись бы они без ее усилий… Мой вклад в юбилейные мероприятия скромнее: читаю работы молодых ученых о трудах Алексея Федоровича, присланные на конкурс "Творчество А.Ф. Лосева - взгляд из XXI века". Среди них есть прекрасные. Но таких немного.

    - Кажется, несмотря на все невзгоды судьбы, философ не погиб, потому что был большой личностью.

    Аза Тахо-Годи : Да, рукописи не горят, личности не исчезают. Знаете, что такое личность? Ведь лик, лицо - это образ и подобие Божие. Хотя, увы, в мире есть и безличностные люди. Но в Лосеве личность не могли истребить никакие обстоятельства. Поэтому-то он и интересен, поэтому-то его читают и пишут о нем работы совсем молодые люди, только начинающие свой путь в жизни и науке.

    Поделиться