20.09.2013 19:27
    Поделиться

    На "Деловом завтраке" побывал начальник полиции Ростовской области

    Почему нужно ограничить продажу спиртного, почему в донском ГИБДД появились вакантные места, правда ли, что "семейную банду" ловили с помощью экстрасенсов? На эти и многие другие вопросы ответил гость "Делового завтрака" в "РГ" начальник донской полиции генерал-майор Андрей Ларионов.

     

     

    Андрей Петрович, начнем с самого "горячего". В Аксае 8 сентября обезвредили "банду родственников", оказавшейся самой кровожадной за последние сорок лет. Но ходят слухи, что задержанных просто вынудили взять все на себя, повесив на них все нераскрытые убийства. Что вы на это скажете?

    Андрей Ларионов: Хочу сразу развеять несколько мифов, которые уже складываются вокруг членов этой преступной группы. Миф первый. Никто из задержанных показания силой не выбивал - собранных вещественных доказательств хватит с лихвой, чтобы доказать их причастность к злодеяниям. У них нашли служебное удостоверение убитого спецназовца Чудакова, именное оружие. Миф второй. Мотив убийств полицейских из мести не соответствуют истине: первый муж Инессы Тарвердиевой никогда не был сотрудником МВД. Розыском душегубов занималось большое количество работников внутренних дел. Только оперативников было задействовано 60 человек. Была специально создана временная оперативная группа, в состав которой вошли не только сыщики, но и сторонние специалисты. Например, к составлению психологических портретов преступников привлекались ветераны МВД, психиатры и даже экстрасенсы. С их помощью был составлен портрет одной из бандиток. Консолидация усилий принесла свои плоды. Сейчас задержанными занимаются следователи, и думаю, что, когда банда предстанет перед судом, общество узнает много жутких фактов и мотивы совершения преступлений.

    За последний месяц на Дону произошло несколько резонансных преступлений, в которых замешаны сотрудники полиции. Какие меры принимаются, чтобы не допустить проникновения в МВД потенциальных преступников?

    Андрей Ларионов: Сотрудник правоохранительных органов всегда на виду. И когда хоть один из них совершает проступок, у людей складывается негативное впечатление о тысячах ребят, которые честно исполняют свой долг. Поэтому, кстати, недавно я ввел дресс-код для полицейских, о котором написала ваша газета. У нашего сотрудника, перефразируя Чехова, все должно быть прекрасно: и форма, и поступки, и помыслы. Для решения проблемы коррупции надо, прежде всего, воспитывать личный состав, разоблачать нечистых на руку полицейских должны непосредственные начальники. Старший офицер обязан знать, что делает его сотрудник после службы, где он бывает и с кем проводит время. Это одна из его главных задач, прописанных в должностных инструкциях. Кроме того, необходимо стремиться изжить принцип круговой поруки. Не может такого быть, когда во время патрулирования инспектор ДПС не знает, что его напарник берет взятки. Нужна не круговая порука, а круговая персональная ответственность.

    В этом году возбуждено 67 уголовных дел в отношении работников органов внутренних дел. За восемь месяцев прошлого - 101. Как видите, наблюдается снижение количества преступлений, совершаемых правоохранителями. При этом надо учитывать, что сейчас в донской полиции служит около 14 тысяч человек, таким образом, процент недобросовестных сотрудников - мизерный. Это говорит о том, что система МВД способна к самоочищению. Эффективно действуют отделы собственной безопасности, которые выявляют до 80 процентов правонарушений среди личного состава. Для разоблачения предателей - иначе их назвать нельзя - имеются различные технические средства, в том числе полиграф. Но тестирование на детекторе лжи, хотя и существенно помогает выявлять недобросовестных полицейских, не является решающим фактором.

    Вы начали чистку рядов непосредственно с высших офицеров областного главка?

    Андрей Ларионов: Есть примеры, когда мною были уволены по отрицательным основаниям высокопоставленные сотрудники полиции, которые имели право на пенсию и выслугу лет. Считаю, что нельзя отпускать человека на заслуженный отдых, если он нарушал законы, не исполнял должным образом своих обязанностей. Это мое право, и закон позволяет мне призывать к ответу недобросовестных работников. У нас были полковники, которые имели по пять и более дисциплинарных взысканий. Кроме того, несколько старших офицеров главка получили дисциплинарные взыскания и понижены в должности. Я откровенно говорю: если не умеете или не желаете работать, как того требует от нас общество, на ваше место придут другие. Однако подобрать достойных руководителей подразделений непросто. Приходится приглашать компетентных специалистов со стороны. И когда меня упрекают в том, что неужели на Дону нет местных кадров, то я отвечаю: "Вам важнее место рождения специалиста или его профессиональные навыки?"

    - За последние пару лет сменилось несколько начальников областного управления ГИБДД. И что же это за место такое невезучее?

    Андрей Ларионов: И сегодня должность начальника областного ГИБДД до сих пор вакантна. Сейчас временно обязанности начальника управления ГИБДД области исполняет подполковник Александр Оцимик, который прибыл на Дон из Астрахани. В ГИБДД произошли большие изменения, и они были необходимы. Потребовалось менять мнение, что все работники ДПС берут взятки. Мы предпринимаем колоссальные усилия, чтобы избавиться от подобных "коллег". В частности, запускаем "торпеды" - экипажи сотрудников полиции из других регионов, которые специально нарушают правила дорожного движения и наблюдают за реакцией инспекторов ДПС. Если им дают взятки, то эти факты протоколируются. Совсем недавно в области работали полицейские из Волгограда, которые за трое суток не выявили ни одного взяточника на дороге. О том, что уровень коррумпированности снижается, свидетельствуют радиоперехваты разговоров дальнобойщиков, которые радуются тому, что впервые проехали Ростовскую область бесплатно. Благодаря такому всеохватывающему контролю большое количество сотрудников, которые рассматривали службу в ГИБДД, как легкий способ обогащения, ушло из органов. Мы столкнулись с тем, что теперь в ДПС наблюдается некомплект личного состава. Не хватает также желающих работать в уголовном розыске, ППС, ОБЭП и других структурах. Сейчас в Ростовской области нагрузка на одного сотрудника органов внутренних дел составляет 260 человек, а в других регионах на одного полицейского приходится 153 человека. 

    Как же при таком некомплекте личного состава удается в Ростовской области обеспечивать общественный порядок и сдерживать криминальную волну?

    Андрей Ларионов: Ростовские полицейские справляются с обеспечением порядка. На Дону не допустили роста преступности, снизилось количество убийств, разбоев и других тяжких преступлений. Средняя зарплата сотрудника полиции на Дону превышает среднюю по области в два раза. Это заставляет людей более тщательно относиться к выполнению служебных обязанностей. За отличное несение службы полицейских поощряют наградами и денежными премиями, таких случаев в этом году в четыре раза больше, чем в прошлом. Полиция теперь оснащена современными средствами для борьбы с преступностью. Недавно у нас появилась собственная геномная лаборатория, которая позволяет проводить различные экспертизы самой высокой сложности. В скором будущем на вооружении поступит новый вертолет и беспилотный летательный аппарат. Наконец, в обеспечения общественного порядка большую помощь оказывают казачьи дружины, частные охранные агентства и общественники.

    Вы объявили настоящую войну контрафактному алкоголю. С чем это связано? И как быть с самогонщиками?

    Андрей Ларионов: Подавляющее большинство преступлений совершают люди в состоянии алкогольного опьянения. Это бескомпромиссная статистика. Вот два соседа выпили одну бутылку, затем вторую, третью. Потом еще съездили еще за спиртным и в итоге вспомнили старые обиды, схватились за ножи - один в тюрьме, а другой на кладбище. Трагедии случаются из-за лишней рюмки водки. Поэтому мы усиливаем борьбу с поставками на Дон контрафактного алкоголя. С начала года уже задержано более миллиона литров спиртного без документов. Теперь нелегальные спиртовозы стараются объехать наш регион стороной. Более того, я обратился к главе региона и в Законодательное собрание области с предложение ограничить на Дону продажу крепких спиртных напитков. Пусть водку, коньяк и вино продают с 11.00 и закрывают торговлю в 20.00. Необходимо также пересмотреть правила продажи алкоголя в заведениях общепита, а то уже есть случаи, когда в продуктовом магазине ставится микроволновка, столик и под этим прикрытием всем желающим в любое время дня и ночи отпускается спиртное. Я не выступаю за введение сухого закона, но вот за введение дней трезвости обеими рука за. Практика показала, что в День защиты детей и День знаний снижается криминальная обстановка. Более того, повышается культура празднования массовых мероприятий. А что касается самогона, то варить его можно, а торговать им нельзя, и таких бутлегеров мы будем призывать к ответу. Прецеденты уже есть.

    Поделиться