Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3301) изменение, дополнив статьей 3581 следующего содержания:
"Статья 3581. Досудебное урегулирование спора по обязательству, обеспеченному залогом.
1. До предъявления к залогодателю иска, связанного с обязательством, обеспеченным залогом, залогодержатель обязан предъявить ему претензию.
2. Досудебный (претензионный) порядок считается соблюденным в случае получения отказа залогодателя удовлетворить претензию залогодержателя, в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от залогодателя ответа на претензию в тридцатидневный срок.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации определяют, что исковое заявление принимается к производству в случае соблюдения требований к его форме и содержанию. Одно из требований к содержанию искового заявления - сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, установленного федеральным законом или договором.
Законопроектом предлагается законодательно закрепить новый случай необходимости соблюдения претензионного порядка до подачи искового заявления - когда обязательство обеспечено залогом, залогодержатель должен предъявить залогодателю претензию с тем, чтобы получить возмещение за счет залога.
Досудебное урегулирование в определенной степени охраняет интересы самого ответчика, поскольку позволяет ему удовлетворить предъявленные требования в добровольном порядке и, следовательно, избежать дополнительных расходов в случае передачи спора на разрешение в суде.
Для истца же претензионный порядок может обеспечить скорейшее восстановление нарушенных прав, а также способствовать выявлению и устранению причин и условий, порождающих факты неисполнения договорных обязательств, возмещению в установленном порядке за счет виновных лиц причиненного ущерба, улучшению работы по заключению и исполнению договоров.
Помимо прочего, внесудебные процедуры носят конфиденциальный характер и помогают сторонам избежать негативных последствий огласки конфликта.
Меры, предлагаемые законопроектом, направлены также на то, чтобы сократить количество судебных дел и разгрузить суды. Принятие законопроекта будет стимулировать контрагентов к внесудебному урегулированию споров, а также расширит возможности для применения услуг медиаторов, и создаст условия для развития института посредничества.