13.09.2013 14:58
    Поделиться

    В Казани состоится премьера балета "Золотая Орда"

    22 сентября Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля откроет сезон премьерой балета "Золотая Орда".

    Похоже, это будет одна из самых масштабных постановок ТАГТОиБ. Работа над этим проектом длилась три года. Режиссер спектакля - Георгий Ковтун, известный своими смелыми сценическими экспериментами. На казанской сцене он поставил балеты "Спартак", "Сказание о Йусуфе", "Пер Гюнт", оперу "Кармен".

    Идея нового спектакля принадлежит директору ТАГТОиБ Рауфалю Мухаметзянову. Ему захотелось поставить балет на татарской исторической основе. Автором либретто стал известный татарский поэт Ренат Харис.

    - У нас было несколько проектов, но мы остановились на "Золотой Орде", поскольку она через Казанское ханство связана с нашей культурой, историей, - рассказывает он. - В балете фигурируют такие исторические личности, как Батый, Тохтамыш, Тамерлан. Лавировать между конкретными биографиями было нелегко. Если что-то исказишь, ученые раскритикуют. Мы взяли самый драматичный момент в истории Золотой Орды - начало распада. Мурза, чтобы свергнуть своего же хана, приглашает Тамерлана - самаркандского эмира - в уверенности, что тот придет и расчистит ему дорогу. А Тамерлан пришел и разгромил все, и Мурза только потом понимает, что он наделал. Историческая линия здесь переплетается с любовной. Мы постарались отразить в любовной истории трагедию государства.

    Ренат Харис уверен, что зритель узнает в спектакле современные реалии. Но при этом подчеркивает, что это не политический балет, а художественный взгляд на историю.

    Музыку к балету написала именитый татарский композитор Резеда Ахиярова. Она призналась, что сейчас на сцене воплощается уже третья редакция. Так что материал был явно не из легких. Ахиярова предупредила любителей татарского фольклора, что в "Золотой Орде" они его не услышат.

    - Национальную музыку я всегда преломляю через свое восприятие. Это будет современный музыкальный язык.

    Впрочем, самая сложная работа досталась режиссеру Георгию Ковтуну.

    - Я чувствую себя Батыем, который тащит за собой арбу, - с иронией замечает он. - Есть либретто, музыка, замечательные декорации. Я все это взвалил на себя и потащил. Редкий театр берется за спектакль с нуля. Лучше взять знакомое классическое произведение, которое гарантированно принесет доход. Казанскому зрителю повезло.

    Что касается хореографических особенностей "Золотой Орды", то, по словам режиссера, это очень "мужской" спектакль. В нем, к слову, лишь одна женская роль. Танцы очень сложны в плане физической нагрузки. Артисты буквально стонут на репетициях.

    - Это месть за все женские спектакли, где после второго акта мужики отдыхают, - смеется Ковтун.

    Но как ни удивительно, сражений в спектакле очень мало. Хотя самого оружия, по словам режиссера, в спектакле в полтора раза больше, чем в "Спартаке". Ему поставили сложную задачу - показать масштабные военные действия без единой сабли.

    - Все эти набеги изображены совершенно новым хореографическим языком. Это такая золотая лавина тел, которая покрывает собой черное пространство. Очень красиво получается.

    А вообще, по концепции Георгия Ковтуна, этот балет не о войне, а о любви.

    - Я бы условно назвал его "Ромео и Джульетта" на историческом татарском фоне, -- поясняет он. - Здесь сходятся два направления классицизма, где у героев превалируют разум, чувство долга и романтизм, где на первый план выступает сердце, эмоции.

    Разумеется, масштабное историческое полотно требует большого количества артистов. Как шутит режиссер, в спектакле "задействовано все живое, что есть в театре". Это балет, хор, воспитанники балетного училища, миманс. Для участников сшили 800 роскошных костюмов с использованием меха, кожи, полудрагоценных камней. Декорации, заверяет режиссер, тоже умопомрачительные. Осталось дождаться премьеры и погрузиться в удивительный мир "Золотой Орды".

    Поделиться