12.09.2013 11:10
    Поделиться

    "РГ" узнала, как автомобилисты судятся с ГИБДД в Татарстане

    Около четырех тысяч протоколов о нарушении правил дорожного движения получили в этом году автолюбители Татарстана. Из них только 123 постановления отменили сами сотрудники Госавтоинспекции, еще 173 административных дела было прекращено по решению суда.

    Как отметили в Верховном суде Татарстана, водители активно оспаривают протоколы ГИБДД и все чаще в качестве доказательств используют видео с регистраторов.

    В пределах разумного

    После поездки в Набережные Челны казанская автоледи Ольга получила пачку постановлений о привлечении к административной ответственности за превышение скорости. Согласно протоколу ее машина разогналась до 114 километров в час. Девушка не отрицает, что действительно могла ехать с такой скоростью, однако ее смутило, что видеокамеры, которые зафиксировали нарушение, были расставлены через каждые тридцать километров. При этом информационной таблички, как это требует закон, о том, что ведется фотовидеофиксация нарушений, на трассе не было.

    Мы задали вопрос специалистам УГИБДД МВД по РТ, есть ли документ, регламентирующий расстояние между камерами, на что получили ответ, что такой бумаги не существует. Получается, что инспектора могут выставлять камеры через каждые сто метров.

    Однако заместитель председателя Верховного суда Татарстана Марат Хайруллин уверен, что пределы разумного все же должны быть:

    - Долго обсуждали этот вопрос с коллегами. К примеру, на казанской улице Карла Маркса на каждом перекрестке стоят камеры фотовидеофиксации, которые выявляют нарушителей, заезжающих на полосу движения общественного транспорта. Вопрос - это одно нарушение? Мы считаем, если на трассе в пределах пяти километров стоят две камеры, то это вполне нормально, а если расстояние составляет всего 500 метров, это уже несерьезно.

    Пьяная статья

    По словам Марата Хайруллина, чаще всего приходится лишать водителей прав за управление машиной в нетрезвом состоянии.

    - Если несколько лет назад многие избегали ответственности за данное нарушение, потому что инспектора привлекали в качестве понятых внештатных сотрудников или неверно заполняли документы, то сейчас ситуация изменилась. Сотрудники Госавтоинспекции стали серьезнее подходить к сбору доказательной базы - используют видеокамеры, грамотно составляют протоколы и привлекают в качестве свидетелей реальных очевидцев. В то же время водители всеми возможными способами пытаются уйти от ответственности. У нас был один анекдотичный случай. Подъезжая к заправке, видимо, уже нетрезвый водитель заметил, что в 200 метрах от него стоит экипаж ГИБДД. Он зашел в придорожное кафе, вызвал по телефону приятеля и посадил его за руль своей машины. Когда автомобиль остановили и инспекторы обвинили автовладельца, что он сел за руль пьяным, тот заявил, что ничего подобного не было, до кафе он был трезв, как стеклышко, но там встретил друзей, выпил с ними и попросил одного из них, который отказался от спиртного, сесть за руль. Несмотря на это, сотрудники Госавтоинспекции составили протокол. Что оставалось делать судье? Доказательств того, что человек действительно управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, не было, и дело прекратили.

    Но этот случай, отметил заместитель председателя Верховного суда РТ, скорее, исключение из правил.

    - Несмотря на то, что избежать ответственности удается лишь единицам, пьяных водителей за рулем меньше не становится. Если в 2011 году мы лишили права управления автомобилем 14 тысяч человек, то уже на следующий год их число выросло на полторы тысячи. Кроме того, два года назад прав были лишены еще свыше семи тысяч водителей, которые отказались пройти медосвидетельствование, в 2012 году таковых было уже семь с половиной тысячи.

    Кому доверили?

    Активно пользуются лазейкой в законе водители, которые управляют машиной по доверенности.

    - У нас был случай, когда 25 постановлений о нарушениях получил лежачий инвалид, - говорит Хайруллин. - Он не только машиной управлять, на костылях ходить не мог. В таких случаях мы вынуждены прекращать дела. Но если бы сотрудники Госавтоинспекции доказали, что за рулем машины по доверенности ездил внук или племянник инвалида, то нарушитель обязательно бы заплатил штраф.

    Как правило, не платят штрафы за нарушения водители, которые ездят на машинах, купленных по лизингу.

    - Протоколы о нарушениях получает организация, которая передала автомобиль в лизинг, и ее представители в суде доказывают, что не знают, кто находился за рулем, и отменяют постановления, - комментирует заместитель председателя Верховного суда Республики Татарстан. - Только за первый квартал этого года к нам поступило 210 жалоб, в большинстве случаев в рассмотрении мы отказали. На то, чтобы установить водителя, который управлял лизинговой машиной, отводится два месяца. Но сотрудники Госавтоинспекции не укладываются в сроки.

    Между тем

    Спор вокруг автобусной полосы

    Очень активно водители оспаривают в суде заезд на автобусную полосу. К примеру, в Казани весной этого года Госавтоинспекция отменила ряд постановлений суда, поскольку водители, чтобы совершить правый поворот с улицы Карла Маркса на Толстого, были вынуждены заезжать на полосу для движения общественного транспорта. Камера была установлена между двумя разрывами в сплошной разметке, что и смущало автолюбителей.

    - Автобусные полосы уже давно есть в европейских странах, и это никого не удивляет, - говорит Марат Хайруллин. - Но, для того чтобы не возникало спорных моментов и водители не обращались в суд, как минимум должна быть нанесенная по всем правилам разметка, которая позволяет совершить без аварий поворот и заезд во двор. Да и водители автобусов должны ездить по выделенным полосам, а не устраивать между собой гонки, провоцируя ДТП.

    К примеру, в минувшем году водители оспорили в суде 2289 таких протоколов, из них суды удовлетворили 1066 жалоб. В начале этого года количество заявлений снизилось. За три месяца в суды обратилось 36 граждан, и только восемь из них доказали, что не нарушали правил дорожного движения, заезжая на автобусную полосу.

    Поделиться