11.09.2013 23:10
    Поделиться

    Мария Городова: Господь собирает слезы скорбящих в ладони Свои

    "Мария, я преподаватель русского языка и литературы в музыкальном колледже, от геополитики далека, но последнее время не могу смотреть новости из Сирии спокойно. Все сходятся в одном: американцы вот-вот начнут военную операцию. Уже высчитали сроки, необходимые для "наведения порядка". Звучит все это отстраненно и даже обыденно, а я как сейчас вижу кадры хроники другой американской кампании по насаждению демократии: оторванная голова на развалах взорванного дома, тела ни в чем не повинных мирных жителей, покрытые лоскутами восточной ткани, вопль отчаяния в огромных черных глазах обезумевшей от боли женщины, пугающая маска равнодушия, застывшая на лице старика, чего-то ищущего среди дымящихся развалин. И улыбка в камеру босоногого белозубого мальчугана с автоматом в руках посреди кромешного ада войны.

    Кровь, смерть, безумие. Кто-то из экспертов на днях произнес: "Америка не может не вмешаться в происходящее, это вопрос ее авторитета". Слушаю и жуть берет. Мир на краю пропасти. Но что мы, простые люди, не дипломаты, не военные, не инженеры и техники, создающие оружие, можем сделать? Знаю, Вы ответите: молиться. Но как? Да и услышит ли Он нас?"

    Татьяна Ивановна

    "Господи Всемилостивый, не оставь мир без милости Твоей..." Татьяна Ивановна, за всю свою многовековую историю человек не раз ставил мир на ту грань, за которой - тьма уничтожения. И никем не подсчитано, сколько слез пролито матерями, женами, невестами. Какие страдания приняли старики, на исходе лет лишившиеся радости мира и покоя. В какую бездну отчаяния были ввергнуты те, кто еще вчера верил, надеялся, любил.

    "Не плачь, дитя, вот придет Господь и все управит. Знаешь ли, дитя мое, отчего закрываются небеса, когда поля жаждут дождя, и открываются, когда поля не желают дождя? От преступлений человеческих смутилась природа и отступила от законов своих. Знаешь ли, дитя мое, отчего нивы, зачав весной плоды обильные, летом родят пустые колосья? Оттого, что дщери человеческие возненавидели плод утробы своей и убивают его в расцвете. Знаешь ли, дитя мое, отчего пересыхают источники, а плоды земные не имеют больше той сладости, которую имели? От греха человеческого, через который немощь в природу вошла. Знаешь ли, дитя мое, отчего народ, побеждающий врагов, терпит поражение от собственных раздоров и ест хлеб, горький от слез и злобы? Оттого, что, победив врагов внешних, не победил их в себе. Знаешь ли, дитя мое, отчего мать детей своих питает и насытить не может? Оттого, что, вскармливая их грудью своей, не песнь любви поет, а песнь ненависти к соседу. Знаешь ли, дитя мое, отчего люди стали уродливы и лишились красоты предков своих? Оттого, что презрели образ Божий, что изнутри, в душе, творит красоту лица, и личину земную предпочли. Знаешь ли, дитя мое, отчего умножились болезни и моры страшные? Оттого, что вообразили люди здоровье не даром Божиим, но данью, которую должна им природа. А то, что с мукой отъемлется, с двойными муками приходится защищать. Знаешь ли, дитя мое, отчего люди воюют за землю, не стыдясь уподобления кротам? Оттого, что земля проросла в сердцах, и глаза их только то видят, что растет в сердце. И оттого, что грех сделал их слишком немощными для борьбы за небо. Не плачь, дитя мое, скоро придет Господь и все управит".

    Эти потрясающие по силе прозрения строчки принадлежат святому и практически нашему современнику святителю Николаю Сербскому (1880-1956 гг.). На долю исповедника выпали все скорби и страдания XX века: две мировые войны, лагерь смерти Дахау, политические катаклизмы, раздирающие Европу и его родную Сербию, гонения, скитания, болезни. Нам в наследство святитель оставил не только богословские трактаты, но и удивительные молитвы - слова, которыми наша душа могла бы выразить свою боль, свое страдание, свое смятение, отчаянье, надежду, призыв о помощи.

    Татьяна Ивановна, в любом Молитвослове есть молитвы о примирении враждующих. О даровании мира народам земли. Об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы. Святые отцы советуют "в защиту от врагов и в напастях" читать псалмы 90, 26, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139. Проверенные временем, эти строки давно уже стали своего рода коридором, порталом в мир горний. И среди этого удивительного достояния, дарующего нам язык обращения к Господу, есть особенная книга, особенный сборник "Молитвы на озере" святителя Николая Сербского. Другой сербский святой - преподобный Иустин (Попович) сравнивал святителя Николая и его молитвы с каналом, "по которому вечность вливается в душу, а душа входит в вечность", "очагом, у которого отогреваются продрогшие от скептицизма и маловерия души".

    "Читаю и перечитываю "Молитвы на озере", - пишет преподобный Иустин, - но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываю их молитвенно. Он, чудотворец молитвенных ритмов, имеет власть над моей душой. Говорю себе: ты пленник чувств, ты чувствами мыслишь... Но когда его чудотворная молитва заструится в моей окаянной душе, вмиг чувства, эти тяжелые обручи души, распадаются и моя душа, моя раненая птица, окрыленная радостью, взлетает и летит в сладкие высоты вечности. А расслабленное мое сердце говорит: он разбивает клетку времени и пространства, в которой задыхается твоя душа, и выпускает мотылька души в лазурь безграничной вечности... Он превращает чувство моего личного бессмертия в чувство личной вечности, и я становлюсь странником на земле и жителем вечности. Он молитвой думает, молитвой философствует... Он молитвенно чувствует Бога, молитвенно чувствует все творение. Он - в молитвенных отношениях со всеми... Душа полностью собирается в молитву и, ведомая молитвой, идет через бескрайнее и непостижимое чудо, именуемое миром, ибо молитва - единственный зрячий поводырь ума, сердца и воли".

    Татьяна Ивановна, откройте "Молитвы на озере" святителя Николая Сербского. Вчитайтесь в эти боговдохновенные слова, вчитайтесь, пусть не молитвенно, а хотя бы так, как бы вы читали шедевр мировой словесности, подаренный нам гениальной переводчицей Светланой Луганской, вчитайтесь для начала так. И вы, я уверена, поймете, почувствуете сердцем, что "Господь собирает слезы скорбящих в ладони Свои".

    Поделиться