11.09.2013 13:42
    Поделиться

    Омские школьники больше не будут вышивать бисером на уроках труда

    В Омской области планируют возродить школьные мастерские - в этом учебным заведениям помогут крупные омские заводы и фабрики. В этом году работодатели уже организовали для технически одаренных ребят более 30 школьных кружков, а предприятия регулярно организуют для учеников экскурсии на производственные цеха.

    Омские власти обеспокоены ситуацией, сложившейся на региональном рынке труда. Только в прошлом году область в поисках более подходящего для жизни места покинуло более 7 тысяч человек. Трудоспособное население стареет. По прогнозам экспертов уже к 2015 году нехватка трудовых ресурсов  в Прииртышье  составит более 20 тысяч человек.

    Чтобы снизить остроту проблемы, правительство региона впервые утвердило Концепцию развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года.

    - Одно из ее направлений - создание системы профессиональной ориентации среди молодежи, -сообщил "РГ" министр труда и социального развития региона Михаил Дитятковский. -Мы вынуждены признать, что сегодня отсутствуют тесные связи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Стереотип получения модной и престижной профессии у старшеклассников приводит к массовому выбору невостребованных специальностей. В результате на рынке труда наблюдается дисбаланс спроса и предложения.

    Службу  занятости атакуют безработные юристы и экономисты. А у работодателей на первом месте по востребованности - профессия инженера. Не закрытыми остаются около двух тысяч "технических вакансий". Кадровый кризис на предприятиях омской промышленности достиг своего апогея. Руководители заводов и фабрик бьют тревогу - работать на производстве скоро будет некому. Уже в ближайшее время оборонный комплекс может не справиться со стремительно возрастающим объемом задач.

    Принятая концепция предполагает обеспечение экономики Омской области кадрами в соответствии с ее реальными потребностями.  Этим летом в омских вузах впервые прошло распределение бюджетных мест согласно заявкам работодателей. Перераспределение оказалось в пользу технических специальностей. К примеру, в  техническом университете практически весь факультет гуманитарного образования пришлось перевести в режим платного обучения.  В ближайшее время ожидается реорганизация средних образовательных учреждений.  Необходим переход от фронтальной подготовки учащихся к подготовке специалиста под конкретное рабочее место. В  регионе будут созданы промышленный, нефтехимический, аграрный и другие образовательные кластеры.

    - Молодежь нуждается в адресном профессиональном  сопровождении на протяжении всего периода обучения,- считает Михаил Дитятковский. - Будущих инженеров надо готовить, начиная со школьной скамьи.

    Раньше в каждой  омской школе стояли станки, на которых детей учили сверлить, строгать, точить, в общем , работать руками. К сожалению, система межшкольных комбинатов давно развалена. Сегодня на уроках труда мальчиков учат вышивать и клеить поделки из бумаги. Результаты такого подхода к образовательному процессу очевидны.

    Возродить школьные мастерские в регионе планируется при помощи крупных омских заводов и фабрик. В этом году работодатели уже организовали для технически одаренных мальчишек и девчонок более 30 школьных кружков. Предприятия регулярно организуют для учеников экскурсии на производственные цеха. Следующий этап - профессионально ориентированные уроки труда для мальчиков. Ведь по данным специалистов, многие из сегодняшних старшеклассников даже молоток держать не умеют. А в технических вузах не должно быть "случайных" абитуриентов.

    Поделиться