09.09.2013 17:45
    Поделиться

    Петербургский театр "Зазеркалье" завершил свои гастроли в Москве

    Гастроли "Зазеркалья" стали первыми спектаклями на Новой сцене Большого театра после бурных летних событий, гастролей и отпусков. Формально говоря, это стало подарком для Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра, отметившего в декабре 2012 года 25-летие своего создания.

    Говоря неформально, спектакли "Зазеркалья" стали приношением не только взрослым и маленьким москвичам, совпавшим с празднованием Дня города, но и самому Большому, освятившим его подмостки трепетным, профессиональным и грациозным искусством. Да что Большой! Создав в 1987 году "Зазеркалье", Александр Петров и дирижер Павел Бубельников сделали подарок всему городу на Неве. С тех самых пор культурная идентичность маленьких петербуржцев формируется на их спектаклях. Удивительно, но сравнить "Зазеркалье" на театральной карте России не с чем. Серьезный музыкальный театр, гарантирующий высочайшее качество вокала и оркестра, открывающий новые, плохо известные или никогда не исполнявшиеся в России партитуры, "Зазеркалье" при этом дает радость семейного просмотра, изысканную и глубокую режиссуру, легкость и естественность драматической игры, виртуозность пластики. Это здесь, задолго до "Детей Розенталя" в Большом, Леонид Десятников впервые выступил в качестве оперного композитора, написав настоящий оперный хит "Браво-брависсимо, пионер Анисимов".

    Петров и Бубельников развлекают лукаво и мудро и, как дзен-буддийские монахи, дарят своей публике внезапные просветления. Совсем не детские Бенджамин Бриттен, Гершвин с "Порги и Бесс", или Пуччини с "Богемой" обеспечивают театру приток самых культурно "взрослых" зрителей. Но и "детский" "Финист ясный сокол", написанный петербургским композитором Игорем Рогалевым по мотивам сказки Афанасьева, построен на страшных обрядах, на мотивах любви и смерти.

    Не мелодраму пережить, но настоящую духовную инициацию предлагает своим маленьким зрителям Петров, проводя их через форму и смысл языческих ритуалов и христианских канонов Оплакивания, Успения и Преображения. Кажется, что в эти минуты не только дети, но и взрослые делают для себя антропологические открытия, познавая связь важнейших эмоциональных переживаний с культурными архетипами.

    Вообще философия "Зазеркалья" - это целостность человеческого существа, без различия возраста и опыта. Именно такой подход позволяет им ставить моцартовские оперы "Волшебная флейта" и "Так поступают все", или "Золушку" Россини.

    Именно этим блистательным спектаклем, обладателем "Золотой маски", открылись гастроли "Зазеркалья" в Большом. Простое и изысканное оформление Елены Орловой ограничивает сцену легкими, летучими, как сама музыка Россини, стенками-фурами, испещренными нескончаемыми нотными знаками - записью оперной партитуры. Здесь, пристроившись у станка, две сестрички-стервочки отрабатывают свои фигуры - батманы, поза лотоса, хулахуп, и даже два! - которые они крутят с легкостью цирковых акробаток. Не менее впечатляет и та вокальная легкость, с которой Сауле Искакова и Анна Снегова выводят сложнейшие по виртуозности россиниевские пассажи, создавая прекрасную компанию для Золушки-Анджолины в исполнении харизматичной и яркой Веры Егоровой.

    Радость театральной игры, когда осел, привидившийся во сне дону Маньифико, следует за ним вплоть до королевского бала, сопутствует всему спектаклю - легкому, простому и виртуозному одновременно. Камердинер принца Дандини в исполнении Владимира Самсонова - его главный мотор, он же - душа. Обаяние голоса и жеста, легкость контакта с публикой - и вот она уже в его власти, полной и безраздельной. Когда же на сцену вступает очаровательный принц Салерно - Антон Росицкий, публика как зачарованная подпадает под магию его волшебного тенора. Собственно, весь ансамбль солистов, оркестр, да и сама летучая декорация составляют праздничный, воздушный сплав этого необыкновенного спектакля. Редко когда и на столичных оперных подмостках можно видеть спектакль такого единого и сильного порыва.

    Гастроли театра "Зазеркалье" в Москве завершились 8 сентября оперой С. Важова "Робинзон Крузо" и знаменитым "Детским альбомом" Чайковского в аранжировке Леонида Десятникова, где юные отпрыски петербуржских семей узнают себя в прозе Толстого, Набокова, Гарина-Михайловского.

    Поделиться