- ВГУ образован из Дерптского университета, а тот старшего московского лет на 200-300, - объяснил академик.
Перечислять регалии Жореса Алферова можно долго. Он обладатель комплекта высших государственных наград СССР и России, равно как и важнейших научных премий, в том числе Нобелевской. Вице-президент РАН, член полудюжины иностранных академий. Депутат Госдумы и очень интересный собеседник.
Получив красивую мантию и конфедератку, Жорес Иванович немедленно снял последнюю и прочел лекцию о прорывных технологиях второй половины XX века и их современной роли. Прорывов, по словам Алферова, было семь:
- использование атомной энергии;
- реактивные двигатели и космос;
- электронно-вычислительные машины;
- появление транзистора;
- изобретение лазера;
- современные информационные технологии, кремниевые чипы и гетероструктуры;
- генетика и биология.
К шестому прорыву академик Алферов имеет непосредственное отношение - Нобелевскую премию по физике в 2000 году он получил за разработку полупроводниковых гетероструктур. Без его разработок были бы невозможны современные мобильные телефоны и прочие гаджеты.
Лекцию о научно-техническом прогрессе Жорес Иванович украшал литературными виньетками и историями из жизни замечательных людей. Рассказывая о создании термоядерного оружия, Алферов упомянул, что во время испытаний первой "слойки" (так в силу особенностей конструкции называли советскую водородную бомбу) мощностью шесть мегатонн, точка сброса оказалась затянута туманом и летчикам пришлось вернуться на аэродром. Чтобы пилоты не боялись садиться, руководивший испытаниями Игорь Курчатов вышел на взлетно-посадочную полосу. Самолет благополучно приземлился, а Курчатов заметил своему коллеге и другу Анатолию Александрову: "Не дай бог, чтобы это когда-либо применялось. Это совершеннейшая жуть и я больше испытания проводить не буду". Дальнейшими испытаниями водородной бомбы руководил Андрей Сахаров.
- С женой я познакомился в Сочи. Она из Воронежа, дочь знаменитого артиста музкомедии Георгия Дарского, - рассказал Алферов. - Выйдя замуж, Тамара Георгиевна долго не меняла девичью фамилию, пока в 2000 году не поехала со мной в Швецию, на церемонию вручения Нобелевских премий. Там ее, во-первых, признали самой красивой женой нобелевского лауреата. А во-вторых, к нам подошла спутница американца, получавшего премию по химии, и спросила у меня: "Как здорово, вы тоже с чужой женой?" После этого Тамара стала Алферовой.
На прощание 83-летний академик поделился секретом бодрости и хорошего самочувствия:
- Каждое утро я начинаю с бассейна. 24 года назад построил в гараже семиметровый бассейн и плаваю там по 450 метров.