05.09.2013 10:23
    Поделиться

    "РГ" узнала, почему красноярская семья не может вернуть сыновей

    Восстановившая родительские права семья не может вернуть детей из-за границы
    Пока Анна и Евгений Фадеевы из городка Бородино, что в 160 километрах от Красноярска, завязав с "зеленым змием", собирали документы на восстановление в родительских правах, чиновники успели отдать двоих их младших сыновей на заграничное усыновление. Сейчас мать с отцом хотят вернуть детей назад. Власти же разводят руками - мол, и желали бы помочь, да не можем, в иностранную семью малыши попали на совершенно законных основаниях.

    Альбом на память

    Кроха-Матвей сжимает в пухлом кулачке погремушку и сосредоточенно смотрит в объектив фотоаппарата. Рядом - его брат-погодок Даниил в синем комбинезоне на фоне заснеженного дворика… Этот потрепанный альбом со снимками - единственное, что осталось родителям на память об их родных детях. Где сейчас Матвей с Даней, в какой стране живут, во что играют со своими друзьями и есть ли вообще у них друзья, Анне и Евгению узнать уже не дано. Тайна усыновления.

    - Мы, как пить бросили, сразу решили детей возвращать. И опека прекрасно  об этом знала. Я не понимаю, почему чиновники не дождались, пока мы все документы оформим, как положено, почему отдали мальчиков в иностранную семью? - возмущается Анна. Евгений согласно кивает головой. Он вообще крайне  немногословен.

    История семьи Фадеевых банальна и удивительна одновременно. Опуститься на самое дно, потерять собственное здоровье и уважение окружающих, лишиться из-за пристрастия к алкоголю родительских прав - случай, увы, не редкий. Сжав зубы, подняться с этого дна, завязать с пороком и вернуть детей в семью - вот это уже случается очень нечасто. Во всяком случае, в шахтерском городе Бородино другой такой судьбы не припомнят.

    История греха

    Как вспоминает Евгений, он положил глаз на Анну еще в пятом классе: смутила его душу веселая одноклассница-хохотушка. А та на парня - ноль внимания. И после школы тоже. Выскочила замуж, родила одну за другой двух дочек, Дашу и Настю. Евгений не унывал, ждал. И дождался.

    Когда у Анны не заладилось с первым мужем, Евгений оказался рядом. И добился своего - молодая красавица стала его женой. То, что женщина была когда-то очень хороша собой, заметно и  теперь, когда ее облик изрядно потрепан жизнью. Вскоре у пары родился Гриша, потом Даниил, еще через год - Матвей.

    Почему многодетная семья начала пить, Евгений и Анна Фадеевы не рассказывают, стыдясь своего прошлого. Ведь дошло до того, что в пьяном угаре мать с отцом целыми неделями не вспоминали о детях.

    - В 2009 году моя мама подала заявление на лишение нас родительских прав, - вспоминает Анна. - Я ее понимаю, она ж как лучше хотела: думала, заберет детей к себе, а там, глядишь, и мы за ум возьмемся.

    Но опека Бородино решила иначе: забрать-то пятерых детей у Фадеевых забрали, но  пенсионерке решили не отдавать - пожилая уже, не справится. Старших отправили в детдом, самых маленьких, Матвея и Даниила - в дом малютки.

    "Не брошу пить - умру"

    С этого момента к Фадеевым зачастили судебные приставы: несмотря на лишение прав, от обязанностей платить алименты на детей пьющих родителей никто не избавлял.

    - Дневали и ночевали в этой семье. Не столько о деньгах разговаривали, сколько о том, что нужно бросать пить и возвращать ребятишек, - рассказывает судебный пристав-исполнитель Ирина Носова.

    Когда подключился местный батюшка отец Владимир, совестить бывших родителей начали уже по очереди. А тут.. несчастье помогло - Евгения свалил сердечный приступ.

    - Пришла я к нему в больницу, а Женя говорит: "Врачи сказали, не брошу пить - умру. Так что все, Ань, я "в завязке". Поддержишь?" Как я могла отказать? - вспоминает Анна.

    Как говорят муж с женой, судьбоносное решение они приняли в начале 2011 года. С тех пор - ни рюмки, даже по праздникам. Оба устроились на работу дворниками в местную школу, подкопили денег, сделали дома ремонт, чтобы было куда детей привести. Начали ходить по кабинетам - собирать справки для восстановления в родительских правах.

    - Не представляете, как мы были счастливы, узнав, что из детдома домой возвращаемся! - говорят старшая дочь, 16-летняя Даша. - Гришка вообще спал в обнимку с узелком, каждое утро спрашивал: "Мы уже сегодня к мамке с папкой пойдем?"

    15-летняя Настя к тому времени жила в патронатной семье. С приемными родителями у нее до сих пор сохранились теплые отношения. Но и она убеждена: дома - лучше.

    Правильно и законно?

    Как говорят Фадеевы, о том, что вернут им не всех детей, а только троих старших, они узнали уже в суде, когда пришли восстанавливаться в родительских правах. Именно там им и сообщили, что младшие уже почти год как живут в иностранной семье.

    - Как же так? - недоумевают Анна с Евгением. - Неужели нельзя было немного подождать и вернуть мальчиков нам? Ведь опека знала, что мы исправились, их же специалисты и давали нам положительную характеристику для суда…

    В управлении образования Бородино, напротив, считают, что все сделали правильно:

    - На тот момент семья Фадеевых еще была лишена родительских прав. Почему мы должны были ставить их в известность о готовящемся усыновлении? Мы поступили по закону.

    Вообще, эти слова "о законности и правильности решения", которым чиновники в один момент определили судьбу Матвея и Данила, корреспонденту "РГ" пришлось слышать во всех инстанциях, куда газета обращалась за комментариями. И в органах опеки, и в министерстве науки и образования края, и даже в аппарате уполномоченного по правам ребенка. "Мы поступили в интересах детей", "детям так лучше", "у них сейчас все хорошо". Одна из чиновниц в приватной беседе вообще эмоций не скрывала:

    - Это сегодня Фадеевы не пьют. А завтра, глядишь, - опять под забором валяться станут. Как таким детей доверять?! Мы же стоим на страже интересов ребенка и поступаем по справедливости.

    Вот только хочется спросить… Пройдя через столько испытаний, справившись со своей бедой и встав на ноги, Анна и Евгений своих детей больше никогда не увидят - и в чем же тут справедливость?..

    Мнение

    Отец Сергий, настоятель храма в поселке Большая Мурта, отец 11 детей:

    - Считаю, что в этой истории опека допустила чудовищную ошибку, отдав детей на иностранное усыновление, ведь приоритет всегда должен быть за родными! Для заграничных папы и мамы наши дети все равно будут чужими, и это не голословное утверждение: я знаю много реальных историй, которые плохо закончились. Существует и еще одна проблема, о которой чиновники не любят говорить. В иностранных семьях очень часто возникают серьезные проблемы, когда у русских детей начинается подростковый возраст. Связано это опять-таки с русским менталитетом - мы генетически чужды другим странам. И тогда заграничные родители зачастую просто отказываются от уже повзрослевшего российского ребенка, снова причиняя ему боль и травмируя, ломая психику…

    Поделиться