02.09.2013 23:50
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: РФ переходит от "сувенирной" к реальной демократии

    Сейчас, на финише избирательной кампании, в самом разгаре войны рейтингов, мало кто обращает внимание на общий смысл компании. Нет, о нем упоминают, но явно недостаточно. Вполне понятно: когда бушуют футбольные страсти, "имена вызывают ненависть" - не до системных факторов. Между тем Система - первична, элементы - вторичны, они лишь занимают свои лузы в Системе.

    Так вот, сейчас не просто выбирают тех или иных людей. Мы видим первые шаги по изменению сложившейся политической Системы. На выборах появляется выбор. Далеко не во всех регионах есть реальные кандидаты, способные конкурировать с представителями власти. Но по оценке экспертов, как минимум в Екатеринбурге и Воронеже итог голосования далеко не очевиден. Кого выберут мэром Москвы, сомнений не вызывает, данные опросов однозначны. Но борьба идет нешуточная, "как если бы" оппозиционеры верили, что у них есть реальные шансы на победу.

    Раз изменения касаются не одного региона, а многих, они имеют системный характер. Кремль и не скрывает: он делает ставку на реальную конкуренцию на выборах. Причем тут план игры вдолгую. Это означает существенную перезагрузку Системы. Переход от "сувенирной" к реальной демократии - в тех пределах, в каких она осуществима здесь и теперь. Импульс перемен - как всегда в России - идет сверху, в конечном счете, от президента. Конечно, подобные вещи не решаются "под влиянием минуты". Здесь сыграло много разных факторов.

    За 20 "свободных лет" страна сильно изменилась, общество имеет совсем другой опыт. Например, куда меньше, чем в начале 1990-х, шансов, что абсолютно беспредельный популист станет "заряжать воду" по ТВ и на этой кипящей волне приплывет к власти. Рейтинги показывают: сегодня на честных выборах почти везде уверенно победят представители действующей власти.

    Но есть ощущение, что "ремень безопасности" существующей политсистемы затянут слишком туго, стесняет многие категории граждан - скажем, часть молодежи, среднего класса. Проявилось это во многом - в "болотных пузырьках", в "тролль-битвах" в Интернете, в тоне СМИ, в тех же соцопросах. Может, ремень ослабить?

    Наконец, важно и то, что экономическая ситуация далека от двух краев. Нет катастрофы (безработица, гиперинфляция, падение уровня жизни и т.д.), когда отчаявшиеся люди на свободных выборах могут все снести "назло и к черту!". Но нет и того бурного роста, когда любые политические вопросы предупреждаются одним ответом - "закройте глаза, откройте рот - сейчас положу конфетку!". Так решать проблемы больше не получится.

    В этой ситуации естественно желание власти "использовать передовой опыт" развитой демократии. При честных, легитимных, конкурентных выборах народ - волей-неволей! - берет хотя бы часть ответственности на себя. Позиция капризного бэби: "Я слушался, а вы - власть - мне сладкое обещали за это! Дайте, дайте, дайте!!!" не исчезнет, она всегда есть, в любом обществе. Но она отчасти остужается двумя словами: "Сами выбирали". Не поспоришь - если знаешь, что так оно и было. Значит, легитимная власть получает дополнительный запас прочности. Это особенно важно, если придется принимать непопулярные меры.

    Таким образом, "расширение демократии", а если говорить формально, то подтягивание политсистемы де-факто к тому, что давно провозглашено де-юре, для власти и нужно ("выгодно") и безопасно. А вот упорная консервация "консерватизма нулевых" - опасна. Видимо, осознание этого и привело к решению о перезагрузке.

    Правда, при этом опору и смысл жизни теряют "гвардии хомяки": они привычно-отчаянно бьются, "штурмуют Стену" - а Стены-то и нет... Но не эти игры тревожат власть.

    Есть другая проблема: историческая память и инстинкт власти говорит об опасности расширения поля свободы, выбора. "Дашь палец - руку откусят". Слово "катастройка" вслух суеверно не называется, но память о ней жива у политического руководства.

    Но сравнение ситуации сегодня и в конце 1980-х показывает гигантскую, принципиальную разницу. Во-первых, нет ни экономического кризиса, ни сепаратизма. Во-вторых - еще важнее - тогда была ясная альтернатива Советской Системе. Западная Система частной собственности и открытого общества четко доказала, что она куда эффективнее. Казалось, нужно только волевое усилие - "сбить замки на госамбаре", чтоб страна стала с головы на ноги: надо отпустить цены, открыть границы, дать свободное хождение валюте и информации и т.д. Поэтому ослабление административного зажима и привело к краху Системы - люди хотели этого краха, знали, на что менять.

    Сейчас ситуация совершенно иная. Существующая Система органична, соответствует естественным особенностям рентно-сырьевой рыночной экономики и давним традициям страны - мощный административный мотор при слабом гражданском обществе. Кроме того, Советская Система "расширяться" не могла, потому и рухнула. А вот в нынешней Системе запрограммированы как раз все юридические возможности для расширения политической и экономической свободы.

    Так что менять эту Систему вообще-то не на что - альтернативной Системы просто никто не знает. Кроме диктатуры или возвращения "социализма". Но и то и другое нереально. Поэтому перезагрузка, расширение пространства выбора и свободы сегодня означает не Революцию, не слом Системы, а как раз наоборот - ее легитимацию, ее самореализацию. До каких пределов "планируется свобода"? Уже появился термин "выборы без смены власти". Думаю, это неверно - опять же, в ряде регионов (городов) могут смениться главы. И, похоже, Кремль считает это вполне нормальным.

    Итак, речь идет про выращивание открытого общества. Конечно, это не делается одним прыжком. И выборы 8 сентября важны как шаг в данном направлении.

    Поделиться