02.09.2013 13:32
    Поделиться

    Время подсказало проект

    В Пермском крае будут строить по пять учительских домов в год
    В Пермском крае открылся новый - третий по счету - учительский дом. В нем располагаются одновременно квартира для учителя, учебные классы для 20 детей и даже спортзал со столовой. Всего в регионе намерены построить 40 учительских домов, которые заменят начальные школы, но обойдутся в десятки раз дешевле.

    Новый учительский дом заработал в деревне Антипино на севере Пермского края. Первого сентября к педагогам супругам Чакилевым, выпускникам коми-пермяцко-русского отделения Пермского педуниверситета, на занятия пришли 23 младших школьников, которым до сих пор приходилось учиться в соседнем селе.

    - Учительский дом - это очень удобная форма для обучения детей, а также для их родителей, - отметил губернатор Пермского края Виктор Басаргин, открывая учительский дом. - Теперь школьникам не нужно за несколько километров ездить в школу. До конца года мы построим еще несколько подобных домов.

    Учительский дом заменяет в удаленных населенных пунктах региона начальные школы и детские сады. В одном здании располагаются одновременно и квартира для семьи педагогов, и учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, и спортзал, и столовая, и группа дошколят. В первом учительском доме, открытом в регионе в 2010 году в деревне Разино Коми-Пермяцкого округа, учителя попросили установить на крыше телескоп - для занятий астрономией. Затем, помимо традиционных уроков, организовали для детей лыжную секцию и кружок народного творчества.

    В министерстве образования Пермского края отмечают в качестве одной из трудностей реализации этого проекта именно разнотипность задач, с которыми приходится сталкиваться учителям. Имея высшее образование, они должны вести дополнительные занятия, и еще быть управленцами и экономистами. Потому как педагог в учительском доме - сам себе и директор, и уборщица. Однако предоставление благоустроенного жилья и достойная для района зарплата - не менее 20 тысяч рублей в месяц - кажутся педагогам привлекательными условиями труда. В любом другом случае привлечь в село высококвалифицированных учителей оказалось бы практически невозможно.

    Сегодня в пермском министерстве образования 40 заявок на строительство учительских домов от 14 муниципальных образований. В год в регионе планируют строить по пять таких домов-школ, на каждую из которых потребуется от 12 до 25 миллионов рублей. Сумма затрат зависит от наличия инженерных сетей, числа создаваемых мест для учащихся, размещения групп для детей дошкольного возраста и площади квартиры для учительской семьи. До конца года к трем открытым учительским домам в регионе прибавится еще один - в деревне Алекова Кудымкарского района. Уже готова проектно-сметная документация на строительство учительских домов в деревнях Тарова в том же районе и Пятигоры в Косинском районе.

    - Учительские дома экономически выгодны для региона, - признает Раиса Кассина, министр образования Пермского края. - Начиная со строительства: затраты на учительский дом в десятки раз ниже, чем на возведение типовой школы, которое обходится в 250-300 миллионов рублей. Кроме того, отсутствует необходимость выделять средства на покупку автобусов для подвоза детей в соседние школы, существенна и экономия в штатном расписании.

    Пилотными территориями для проекта "Учительский дом" в Пермском крае стали районы Коми-Пермяцкого округа, где новый тип образовательного учреждения оказался как нельзя кстати. При больших расстояниях от одной школы до другой, отсутствии дорог, наличии ветхих полупустых школ, где мало детей и много персонала, учительские дома стали эффективным решением проблемы доступности качественного образования для деревенских школьников. Школы-дома, отмечают в пермском минобразования, будут не менее востребованы и в Чусовском, Ильинском, Кишертском, Гремячинском и Суксунском районах края.

    Проект учительского дома, разработанный в Пермском крае, оказался одновременно уникальным - по типу своего устройства, и универсальным - по технологии. В регионе подготовлены методические рекомендации по требованиям к организации образовательного процесса в учительском доме, его материально-техническому обеспечению, условиям финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, по словам Раисы Кассиной, проектом уже заинтересовались другие регионы - Новосибирская, Томская, Нижегородская области, Красноярский край, республики Татарстан и Хакасия.

    Поделиться