В 2011 году Управление строительства Липецка заключило несколько муниципальных контрактов с трестом "Липецкстрой". Один из них касался строительства инженерных сетей в 29 микрорайоне, другой - реконструкции трамвайных путей. По условиям контракта, оплата подрядчику должна была производиться только за фактически выполненные работы. Но в срок строители не уложились.
Причины срыва сроков подрядчик объяснил независящими от него обстоятельствами: заминкой с доставкой рельс, неблагоприятными погодными условиями, тем, что долго готовилась проектная документация, и т.д. По первому контракту неосвоенными остались почти 18 миллионов рублей, по второму 6 миллионов рублей. По закону, неосвоенные средства должны были вернуть в городской бюджет. А затем через конкурс заново искать подрядчика и завершить работы. Как вариант - эти средства могли быть перераспределены в том же году на другие городские целевые программы.
Конечно, в этом случае еще больше затянулось бы строительство указанных объектов. А для города они действительно были важны. Но в Липецкстрое, подписывая контракт, прекрасно были осведомлен о сроках. И оплачивать ему невыполненные работы - преступление.
Но на практике чиновники редко возвращают в бюджет неосвоенные деньги. И в этот раз рассудили: раз деньги выделены, их нужно освоить.
Сделано это было по следующей схеме. Как было установлено в суде, в одном случае Смольянинов дал указание своему подчиненному подписать подложные документы, по которым деньги были перечислены на счет подрядчика. По другому контракту поставил подпись и печать сам.
Когда этим фактом заинтересовались правоохранительные органы, Смольянинов сослался на дополнительное соглашение, заключенное с трестом "Липецкстрой". Согласно ему увеличивался срок окончания работ и появился пункт о возможности авансирования подрядчика. Но, по сути оно было сфальсифицировано - не было завизировано всеми необходимыми должностными лицами и составлено спустя несколько месяцев после того, как деньги перечислили подрядчику. Как и письмо, в котором Липецкстрой просил управление строительства Липецка авансировать работы. Да и сами сотрудники администрации Липецка говорят: такое допсоглашение было недопустимо. Поскольку оно полностью меняло все условия муниципального контракта.
К слову, позднее подрядчик все работы завершил. Но, как выяснилось в суде, с самого начала работы велись абы как и с браком. А должного контроля за ним в управлении строительства Липецка не велось. И за весь период работ Смольянинов "Липецкстрою" не предъявил ни одной претензии.
Был ли у чиновников в этом деле корыстный интерес, осталось неизвестным. Сам Смольянинов свою вину так и не признал. Не отрицая того, что незаконно подписал документы, он заявил в последнем слове, что сделал это "исключительно в интересах горожан":
- В моих действиях не было ни корысти, ни расчета. Никому своими действиями я ущерба не принес.
Но суд пришел к выводу, что Смольянинов просто хотел скрыть свою некомпетентность, улучшить показатели работы и приукрасить действительное положение дел в части своевременного освоения бюджетных средств. А на то, что по сути деньги выбыли из бюджета Липецка на счет Липецкстроя, что сделало невозможным их расходование на строительство социальной и инженерной инфраструктуры города, чиновник просто закрыл глаза.
Судья Советского районного суда Надежда Холина приговорила чиновника к штрафу в размере 120 тысяч рублей. Приговор в законную силу пока не вступил.