Так совпало, что первый фестиваль гончаров в Одоеве состоялся через неделю после международного аналогичного фестиваля в рязанском Скопине. Но рязанский форум - уже вполне состоявшийся, на него съезжаются не только российские мастера, но и европейские, из дальнего зарубежья. А фестиваль в Одоеве проводился впервые, и тем не менее собрал несколько десятков гончаров из самых разных регионов Центральной России. Да и тематика Одоевского фестиваля попроще: не конкурс мастерства, а народная глиняная игрушка-свистулька, которая есть везде и в каждой области особенная: в Тульской - филимоновская, в Орловской - плешковская и чернышенская, в Нижегородской - богородская, в Рязанской - скопинская, в Калужской - хлудневская, в Липецкой - романовская, в Курской - кожлянская… Всех не перебрать, но когда эти игрушки из разных краев - от Пскова до Воронежа - собраны в одном месте, впечатление создается непередаваемое.
А еще за каждой фигуркой - сказка, легенда, притча, у каждого мастера - своя история. Не зря фестиваль назвали "Сказками деда Филимона". Словом, первый Одоевский фестиваль получился совсем не комом.
Кстати, поговорку про "первый блин комом" филимоновские мастера трактуют по-своему. Они уверены, что первый блин … отдавали комам, как в старину называли медведей. Есть даже традиционная филимоновская игрушка "медведь с блином". И вообще, как рассказывают мастера, все эти небольшие свистульки - это своего рода компромисс между язычеством и христианством. По легенде, наши дальние предки ставили в лесах большие фигуры животных - медведей, оленей - и, задабривая духов леса, делали им подношения. Когда же православные священники осудили эти языческие предрассудки, народ нашел выход из щекотливого положения (чтоб и духов не обидеть, и священникам угодить) - стали делать маленькие фигурки. Церковники не возражали, мол, игрушка детская - баловство, - ну и духов, получается, почтением не обошли.
Недаром сюжеты народных игрушек, фигурки зверей кочуют из региона в регион. Разная глина, разные краски, но суть - одна. Так, мастер из Орла, заслуженный работник культуры РФ Николай Комов уверяет, что филимоновских мастеров научили раскрашивать игрушки уроженцы Орловщины. В рассказанной им легенде, изначально туляки свои свистульки не украшали, а легендарный дед Филимон прибрел в эти места из соседней Орловской губернии и научил. А вот глина в окрестностях деревни Филимоново и вправду замечательная: в Орловской области она красная, а здесь после обжига приобретает чистый белый цвет, потому игрушка получается очень красивой и краски играют иначе. Николай Петрович как-то сделал несколько авторских работ из филимоновской глины - эффект получился замечательный.
- Что внутри глиняной игрушки? Пустота? Глина? Дырочка? В ней есть душа! Они все сделаны для того, чтобы радовать, - отвечает на мой вопрос, что объединяет игрушки разных краев, народный мастер Юрий Гефенедер.
По его мнению, современные городские жители соскучились по тому, что можно сделать руками, а потому подобные фестивали каждый раз собирают сотни гостей. К тому же, на этой выставке-ярмарке можно было не только купить традиционную народную игрушку или авторскую работу, но и самим попробовать сделать что-нибудь на настоящем гончарном круге. И этой возможностью с азартом пользовались и стар, и млад. Ведь это совершенно непередаваемое ощущение: когда у тебя под руками из бесформенного куска глины рождается хоть горшок, хоть вазочка, кажется, что это что-то живое, и как тут не поверить в одушевленность глиняных изделий.
По словам руководителя проекта "Филимоновская игрушка" Сергея Кузнецова, организаторы фестиваля в Одоеве изначально старались делать акцент на обучении людей первичным навыкам гончарного искусства. Примечательно, что сами мастера откликнулись на такой призыв с радостью. Во всяком случае, заявили о его поддержке. Гончарный форум в Одоеве, сообщил Сергей Кузнецов, будут проводить раз в два года. Возможно, как и в этом году - вслед за скопинским, как бы в продолжение темы, но, может, и разнесут во времени.