22.08.2013 05:52
    Поделиться

    Рекламные фирмы будут судиться с мэрией Екатеринбурга

    Мэрия Екатеринбурга объявила войну незаконным рекламным растяжкам в центре города. С начала августа чиновники провели уже несколько ночных рейдов с привлечением спецтехники: срезали тросы, убрали рекламные полотнища и вывезли их на склад.

    Как рассказали сотрудники пресс-службы горадминистрации, первый рейд, прошедший в ночь с 1 на 2 августа, едва не обернулся "стенкой на стенку": "В тот момент, когда начали демонтировать одну из растяжек на улице Малышева, появилась хозяйка рекламной конструкции, которая в излишне эмоциональной форме стала отстаивать свои интересы. Потом подъехало несколько иномарок, которые "подрезали" муниципальные транспортные средства и помешали им работать. Картина происходящего стала напоминать сюжеты бандитских 1990-х, и наряд полиции, вызванный сотрудниками МБУ "Городская реклама", не смог оказать сопротивление нарушителям. В итоге рейд был сорван, простой техники обошелся городскому бюджету в 50 тысяч рублей", - сообщалось в официальном пресс-релизе городской администрации.

    Второй рейд, проведенный через неделю, оказался более успешным: в ту ночь удалось демонтировать 18 растяжек в центре города: на улицах Ленина, Радищева, Первомайской, 8 Марта.

    В правомерности своих действий администрация города уверена. Чиновники объясняют, что срок разрешений на размещение всех рекламных растяжек в Екатеринбурге истек 31 мая 2013 года, и теперь власти имеют полное право на демонтаж конструкций, оказавшихся как бы вне закона.

    - В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ "О рекламе", в случае установки или эксплуатации рекламной конструкции без разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, - говорит Елена Волкова, начальник отдела рекламы департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Екатеринбурга. - Демонтажи происходят по ночам не потому, что мы прячемся, просто днем технически невозможно это сделать: не перекрывать же проезжую часть! Вы представляете, что будет, если в дневное время остановить движение по улице Малышева хотя бы на пять минут?

    Елена Волкова утверждает, что главная цель акции - сохранение архитектурного облика города, который сотни разномастных полотнищ, протянутых над улицами, отнюдь не украшают. Ради этого, по ее словам, в октябре прошлого года городская Дума приняла "Концепцию развития сферы наружной рекламы в Екатеринбурге", в соответствии с которой, в частности, запрещается размещать какие бы то ни было рекламные растяжки в историческом центре города - в границах улиц Вайнера - Ленина - 8 Марта - Рабочей молодежи - Николая Никонова - Малышева. Чиновники не стали продлевать предпринимателям разрешения на размещение рекламных конструкций в центре, именно чтобы соблюсти это требование.

    Между тем владельцы демонтируемых растяжек иначе как "геноцидом рекламного рынка" такого рода деятельность администрации не называют. Так, директор одного из рекламных агентств Светлана Романовская даже собрала пресс-конференцию по этому поводу, призвав журналистов непредвзято разобраться в ситуации:

    - Мое предприятие уже двадцать лет работает в сфере наружной рекламы. У меня в штате профессиональные сотрудники, которых завтра придется просто отправить на улицу. Я задавала чиновникам вопрос, как по их представлениям мы можем в один день взять и переквалифицироваться, перевести людей в другую сферу бизнеса? Мы встречались с сотрудниками департамента, отвечающего за наружную рекламу, просили рассказать, какие новые рекламные носители они хотят видеть в городе. Но нам говорят одно и то же: есть концепция, перетяжек не будет, так что обсуждать нечего. Кстати, когда эта концепция только обсуждалась, нашего мнения тоже никто не спросил, - возмущается она.

    Кроме того, Светлана Романовская утверждает, что рекламные растяжки срезаются выборочно. По ее словам, на месте демонтированных рекламных конструкций ее фирмы появляются новые, то есть налицо политика двойных стандартов властей. Она даже намекнула на то, что в деле могут быть замешаны политические интересы, потому что, дескать, с некоторых растяжек ее агентства на горожан смотрят "оппозиционные" кандидаты в мэры Екатеринбурга.

    Как бы то ни было, руководитель фирмы наняла юристов, чтобы оспорить действия администрации в Арбитражном суде. Директор одной из юридических компаний города Евгений Дедков, включившийся в конфликт, подготовил по этому делу правовое заключение. Из приведенных им норм законов и судебной практики следует, что администрация не имела права демонтировать рекламные растяжки, даже несмотря на то, что срок разрешения на их размещение истек:

    - Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что не может быть признана самовольной установка рекламной конструкции, разрешение на которую было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, - цитирует он нормативный акт.

    Насколько убедительны доводы юриста, решит Арбитражный суд, куда Романовская, по ее словам, уже подала иск о признании действий департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Екатеринбурга незаконными. Пока же многим наблюдателям в этом конфликте видится лишь попытка отсрочить момент, когда владельцам агентств придется принимать решение либо о поиске новых ниш для работы, либо об уходе с рынка.

    Надо сказать, что мэрия Екатеринбурга на протяжении ряда лет с переменным успехом пытается улучшить архитектурный облик города, и эта деятельность чиновников далеко не всем по вкусу. Так, негативную реакцию малого бизнеса в свое время вызвал снос нестационарных торговых объектов. Тем не менее большинство горожан одобрило отсутствие на центральных улицах непрезентабельных ларьков. Точно так же не поспоришь и с разумностью попыток муниципальных чиновников очистить город от неэстетичной рекламы.

    Компетентно

    Леонид Салмин, профессор кафедры графического дизайна УралГАХА, кандидат искусствоведения:

    - И как житель города, и как профессионал я солидарен с идеей освобождения города от наружной рекламы, уже давно превосходящей количеством разумные пределы. Не уверен, что решение горадминистрации на самом деле имеет под собой исключительно эстетическую мотивацию, но так или иначе оно совпадает с актуальным трендом развития информационной среды городов.

    Мотивы владельцев наружной рекламы тоже понятны. Их бизнес слишком долго был слабо диверсифицирован, поэтому ограничительные решения властей оказались для него болезненными. Между тем я думаю, что эта ситуация имеет и положительную сторону: утрата сложившегося статус-кво стимулирует бизнес развивать альтернативные идеи в сфере городской рекламы. Нельзя, один раз получив или сформировав ресурс, жить им вечно. Оговорюсь, что я бы адресовал все эти соображения и горадминистрации тоже. Иначе начнется просто деление всех растяжек на "правильные" и "неправильные". И тогда это всего лишь передел рынка.

    В мировом опыте развития наружной рекламы акценты смещены в сторону решений, интегрально вписывающихся в городскую среду. Во главе угла стоят, конечно, новые технологии, что требует серьезных финансовых вложений. А вообще, перспективный глобальный тренд в городской рекламе - это ее кастомизация, то есть создание каналов и способов обращения к каждому горожанину лично. Зачем создавать лишний информационный шум, наполняя город фанерой с картинками, именуемой наружной рекламой, и покрывая ею львиную долю нецелевой аудитории, когда есть огромный арсенал средств направленной рекламы? Напомню: на дворе, между прочим, XXI век.

    Поделиться