19.08.2013 00:00
    Поделиться

    На МАКС-2013 покажут SSJ-100 в VIP-комплектации

    Команда журналистов "РГ", включая главного редактора и двух читателей - Михаила Булычева и Михаила Мараханова - задавших самые интересные вопросы, испытала в полете новейший "Сухой Суперджет 100", пролетев по маршруту Москва - Нижнекамск (Набережные Челны) - Казань - Ульяновск - Москва и преодолев более 2000 км.

    На высоте 9000 метров и скорости свыше 900 км/час мы провели "Деловой завтрак" с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном. Причем в отличие от устоявшейся традиции не редакция угощала своих гостей, сделали это бортпроводники авиакомпании "Московия", на "Суперджете" которой мы и летели.

    Мы расспросили президента ОАК о том, что ждет отечественное авиастроение в ближайшей перспективе, а также в отдаленном будущем. Качеством первого пассажирского лайнера фирмы "Сухой" остались довольны. А наши вопросы и прозвучавшие ответы пусть оценят читатели.

    Михаил Асланович, как идет продвижение SSJ100 на внутреннем и международном рынках? Сколько заказов в портфеле? Сколько самолетов уже сделано, и в каких авиакомпаниях они летают?

    Михаил Погосян: К настоящему времени произведено 30 самолетов SSJ100. Лайнеры эксплуатируются в России, Индонезии, Лаосе, готовятся к эксплуатации в Мексике в авиакомпании Interjet.

    Портфель заказов на SSJ100 составляет свыше 170 самолетов.

    Буквально накануне нашего вылета стало известно, что минпромторг приостановил финансирование перспективной модификации самолета Sukhoi SuperJet NewGeneration. Как вы это прокомментируете?

    Михаил Погосян: Такого проекта как SSJ100 NG пока не существует. Мы потенциально рассматриваем возможность создания самолета на 130 мест, который аккумулировал бы как лучшие технические решения SSJ100, так и МС-21. Таким образом, предполагается достичь разумной унификации между нашими продуктами гражданской линейки в сегменте 100-180 кресел. NG никогда не рассматривался нами как прямой дериватив SSJ100.

    ОАК определила базовые технические параметры NG и оценила потребность рынка и необходимые ресурсы.

    То есть начальный этап проекта уже пройден, на нем программа NG не требует значительных инвестиций, и ОАК самостоятельно финансирует ее, чтобы провести все необходимые исследования.

    Предусмотрено выделить 4 млрд руб. на долечивание "детских болезней" уже выпускающегося "Суперджета". На какие работы будут направлены выделенные средства?

    Михаил Погосян: Мы очень внимательно следим за конкурентами, отмечаем происходящие изменения. Например, Embraer заявляет о ремоторизации с выходом новых самолетов начиная с 2018 г. Кроме того, с 2014 г. Embraer намерен предлагать новое поколение законцовок на крыло, что, как считается, повысит конкурентоспособность региональных самолетов этой фирмы.

    И нам необходимо поддерживать свои конкурентные преимущества. Финансирование будет направлено на совершенствование авионики, разработку плотной компоновки (103-108 мест) и дальнейшее снижение веса самолета.

    Также существуют планы по разработке и установке винглетов, что приведет к улучшению топливной эффективности.

    Планируется провести ряд мероприятий по совершенствованию системы послепродажной поддержки.

    В более отдаленной перспективе ГСС ведет работу по реализации ряда мероприятий, направленных на сохранение самолетом Sukhoi Superjet 100-го уровня конкурентоспособности за рубежом 2020 года - это необходимо для конкуренции с выходящими во второй половине этого десятилетия новыми самолетами-конкурентами.

    Что такое ОАК сегодня? Как корпорация развивается? К какой организационной модели хотите прийти и кто с кем конкурирует?

    Михаил Погосян: В 2011 г. мы сформировали линейку продуктов в трех основных сегментах: военном, транспортном и гражданском.

    Причем транспортный сегмент переживает возрождение. Мы реформируем производственную модель так, чтобы наши производственные площадки работали в мультипрограммной среде. Сегодня ни один авиапроизводитель, ни "Боинг", ни "Эрбас", не занимается производством полного цикла. Мы идем к аналогичной модели. Мы конкурируем с мировыми производителями, а не друг с другом.

    К 2018 г. рассчитываем прийти к дивизионной структуре ОАК. В состав корпорации войдут 4 дивизиона боевой, транспортной, гражданской и специальной авиации. Сейчас поэтапно проводим мероприятия по объединению наших предприятий по направлениям деятельности.

    Первая точка нашего маршрута - технокомплекс под названием "Камский индустриальный парк", созданный на базе КАМАЗа. Что общего у авиа- и автомобилестроителей? Какова цель вашего визита на этот объект?

    Михаил Погосян: Если глобально - повышение эффективности бизнеса. В том числе и через применение лучших практик, имеющихся в промышленности. Мы должны повысить эффективность каждого предприятия, входящего в ОАК. Это подразумевает радикальное изменение уклада, сложившегося в отрасли, когда самолет с нуля и до финальной сборки делался на одном заводе.

    С распадом СССР, когда заказы на гражданские самолеты и ряд военной авиатехники сошли на нет, огромные по территории предприятия остались незагруженными, а их накладные расходы при этом никуда не делись. Имея такое проблемное наследство, весьма сложно говорить об экономической эффективности.

    Мы пришли к тому, что нужно радикально изменить производственную модель в самолетостроении.

    Работа ведется в разных направлениях.

    Мы создаем центры компетенций, специализирующиеся на выполнении узкого спектра работ, но в интересах целого ряда программ (производство агрегатов из композитных материалов в Казани и Ульяновске, Центр комплексирования), обеспечивая непрерывную загрузку и рабочие места.

    Еще одно направление - это практика создания технопарков на избыточной территории наших предприятий. На территории технопарков на выгодных условиях сосредотачиваются высокотехнологичные предприятия малого бизнеса, которые могут работать, выполняя заказы как для нас, так и для других компаний.

    Это решает проблему сохранения кадров, стимулирует развитие регионов и повышает эффективность использования наших площадок. Такие проекты мы планируем реализовать не только в Татарстане, но и в Хабаровском крае, Ульяновске и Нижнем Новгороде.

    И еще мы видим повышение эффективности в централизации закупок систем, станков и комплектующих на уровне ОАК, что позволит унифицировать станочный парк и получать более выгодные условия закупки от поставщиков. Поэтому и решили ближе познакомиться с опытом создания технопарков в Татарстане.

    Что ОАК покажет на МАКС-2013 и ожидается ли подписание каких-нибудь контрактов?

    Михаил Погосян: Этот МАКС будет здорово отличаться от предыдущего хотя бы тем, что если раньше пилотаж демонстрировали наши опытные боевые машины, то в этом году основная часть программы будет выполнена самолетами, уже поставленными или подготовленными к поставкам в ВВС.

    Впервые будет продемонстрирован самолет "Сухой Суперджет 100" в ВИП-комплектации, Ил-476. Безусловно, звездой салона станет истребитель пятого поколения Т-50. Что касается контрактов на новые гражданские самолеты, то и они будут, но не станем забегать вперед.

    Необходимое послесловие

    Самолет, на котором мы летели, пилотировали:

    Летчик-испытатель I класса Чикунов Леонид Викторович - первый заместитель начальника летной службы ЗАО "ГСС". Стаж испытательной работы 19 лет.

    Летчик-испытатель I класса Иванов Александр Борисович, также работающий первым заместителем начальника летной службы ЗАО "ГСС". Стаж испытательной работы 19 лет.

    Пилот авиакомпании "Московия" Александр Косяков.

    Полный текст интервью будет опубликован в преддверии аэрокосмического салона МАКС-2013.

    Поделиться