13.08.2013 09:54
    Поделиться

    Свердловчанки смогли добиться от фирмы-банкрота матпособий

    32 сотрудницы крупной екатеринбургской торговой компании смогли добиться материнских пособий, которые работодатель-банкрот почти год не мог им выплатить из-за своего тяжелого финансового положения.

    Как рассказали женщины "РГ", изначально ничего не предвещало беды. Они вышли в декретный отпуск, родили и первые месяцы получали пособие по уходу за ребенком. Однако весной 2012 года выплаты неожиданно прекратились. Им объяснили, что компания столкнулась с финансовыми проблемами и стоит на грани банкротства. Декретницы, поняв, что могут лишиться пособий, стали бить во все колокола: звонить и писать в соцстрах, прокуратуру, уполномоченному по правам человека.

    Свердловский региональный Фонд социального страхования разъяснил "РГ": он компенсирует работодателю деньги, которые тот тратит на выплату материнских пособий. Но в случае, если у компании недостаточно средств, то сам может выделить необходимую сумму. Однако, не просто так: должны быть доказательства финансовой несостоятельности организации. Например, когда она находится на грани банкротства, ее банковские счета имеют список кредиторов, которым необходимо выплатить средства. В данном случае путем долгих выяснений оказалось, что некоторые счета не имели такого перечня. Следовательно, у госоргана не было оснований для перечисления средств.

    Впрочем, через некоторое время в организации началась процедура банкротства. Был создан единый счет, который и вовсе не предполагает наличие картотеки. Свердловскому отделению ФСС пришлось обратиться к федеральному руководству за разъяснением, что делать в таком случае. И центральный аппарат объяснил: Фонд все-таки может направить работодателю деньги для выплаты пособий. Однако для этого необходимо, чтобы конкурсный управляющий, который занимается банкротством фирмы, обратился в соцстрах и предоставил ряд документов. А тот неожиданно отказался это делать. Несмотря на то, что от организации не требовалось никаких денег - только бумаги! Как объяснил представитель компании, средства, полученные от Фонда, по установленному порядку расчета, придется сначала отдать кредиторам.

    Однако соцстрах настаивал: он может направить целевой транш, который невозможно будет потратить, кроме как на выплату "материнских". И лишь спустя несколько месяцев конкурсного управляющего все же удалось убедить. В конце июля работницам, наконец, перечислили пособия. Причем за весь тот срок, что они не получали их: а это от 50 до 100 тысяч рублей. Сумма немаленькая, учитывая, какие расходы приходится нести семье новорожденного.

    Эксперты говорят: основная проблема кроется в несовершенстве российского законодательства, в частности - закона о банкротстве: в нем не прописана защита работников в случае ликвидации предприятия, начисление зарплаты и пособий не входит в список первоочередных платежей.

    В прошлом году свердловский уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова поднял вопрос об этом на встрече с президентом. Омбудсмен настаивала: бесполезно бесконечно упрашивать работодателей, нужно, наконец, создать законодательный механизм, который бы обязывал их в первую очередь рассчитываться с персоналом, а не перекладывать денежное бремя на плечи государства. В результате Владимир Путин поручил своей администрации и российскому правительству разработать механизм выплаты средств работникам обанкротившихся предприятий.

    Сейчас в качестве решения проблемы рассматривается идея о создании специального страхового фонда, деньги которого будут направляться на погашение долгов организаций перед трудящимися.

    Прямая речь

    Заместитель управляющего Свердловским региональным отделением ФСС Иван Шаров:

    Это можно назвать победой. Потому что обычно у предприятий-банкротов нет средств, чтобы расплатиться с работниками. При этом они крайне неохотно сотрудничают с ФСС. А сам соцстрах не всегда имеет основания делать прямые выплаты. Но в данном случае все-таки удалось благополучно завершить дело благодаря слаженной работе Фонда, областной прокуратуры и уполномоченного по правам человека. Каждый со своей стороны добивался решения проблемы: работал с компанией, банками, конкурсным управляющим, сотрудницами.

    Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова:

    К сожалению, у нас в регионе пока даже нет уголовных дел против работодателей и арбитражных управляющих, которые намеренно не расплачиваются с сотрудниками. Хотя немало случаев мошенничества. Например, предприятие в Лобве, получив средства от Фонда социального страхования, потратило их не на выплаты пособий по беременности и родам, а на собственные нужды. Только благодаря тяжелой и кропотливой работе всех заинтересованных сторон матерям все же отдали причитающиеся деньги.

    Директор уральского филиала НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северо-Запада" Александр Горощеня:

    Надо понимать, что банкротство - это очень острая, сложная ситуация. И выплата средств работникам не является первоочередной задачей для собственников или менеджмента предприятия - банкрота. Однако есть и ряд объективных причин, которые мешают рассчитаться. Например, арбитражные управляющие часто сталкиваются с тем, что у компаний нет не только средств, но и имущества, которое можно было бы реализовать, чтобы выручить деньги. Кроме того, бизнес не всегда корректно ведет работу с отчетностью, из-за чего не получается предоставить необходимые документы в ФСС, - их необходимо долго восстанавливать. Не последнюю роль играет и профессионализм антикризисных управляющих, являются ли они социально ответственными.

    Поделиться