О ней и о других событиях фестиваля мы беседуем с его президентом Арменом Николаевичем Медведевым.
В этом году были ли трудности с отбором достойных конкурсантов? Ведь каждый раз приходится слышать сетования на кризис российского кино.
Армен Медведев: Нет. Нашему вниманию предложили порядка 40 фильмов. Отобрали 13. Правда, не без споров. Споры бы вызваны содержанием фильмов. Но никак не их качеством. Я их смотрел и не заметил каких-либо провалов по профессии. Хотя у нас 6 дебютов из 13 претендентов. Общей приметой, пожалуй, стало чувство, сходное с тем, что имели в виду польские кинематографисты, когда говорили о фильмах Вайды, Кавалеровича, Куца. Они называли его "чувством морального непокоя".
Нынешний "непокой" по поводу чего? Что тревожит? Социальная сторона жизни? Политика? Стилистические разногласия в обществе? Ценностные ориентиры?
Армен Медведев: Скорее речь может идти о чисто нравственной стороне... О личности человека, о мире, который его окружает, о том, как он его оценивает, как он сам со своим житейским опытом в него вписывается, какие он при этом несет потери, где этические границы для компромисса, посильно ли ему бремя личной ответственности перед лицом суетной действительности...
Традиционный упрек к российскому кино: оно слишком чернушное, не оставляет зрителю надежды на свет...
Армен Медведев: Нет, я бы не сказал, что у нас есть в программе такие безысходные фильмы. Не потому, что мы их отсеивали. И не потому, что отбирали такие картины, где бы непременно пробивался луч света сквозь темное царство. Просто в отборе мы не чурались спорных фильмов. Например, фильм Ларисы Садиловой "Она". Автор касается такой болезненной животрепещущей темы, как житие-бытие гастарбайтеров. Но она дает свое представление о том, каким может быть выход из казалось бы безвыходного положения. Есть, правда, картина, к которой большой любитель ярлыков свободно может приклеить бирку с надписью "чернуха".
Это какой?
Армен Медведев: Это "Зимний путь". Там герой с очень жестким характером, с резкими реакциями на обстоятельства, на тупиковые коллизии...
Есть ли в программе картины, в которых авторы спорят с традициями советского кино, о котором и мастера кино, и зрители все больше вспоминают с теплотой, с ностальгической пристрастностью.
Армен Медведев: В "Собачьем рае" автор - Анна Чернакова - вполне недвусмысленно спорит с традицией изображения прошлого. Но этот спор - стилистический. Мы, мол, покажем вам такую Москву, которую вы могли видеть в 40-е - 50-е, и доводим памятное до того абсурда, который бы поспособствовал возникновению чувства иронии к своей наивности, к своему прекраснодушию.
Есть ли режиссерские открытия?
Армен Медведев: Таких, чтобы ах, нет. Но почти у каждого конкурсанта есть свой почерк, свое независимое видение жизни. Это чувствуется. Это нельзя не оценить.
А как дело обстоит с актерами?
Армен Медведев: Ну, как сказать... Нового Смоктуновского я не увидел.
А нового Шакурова тоже не видно на горизонте?
Армен Медведев: У нас есть "старый" Сергей Шакуров. Он возглавляет жюри основного конкурса.
У вас всегда впечатляли торжества по случаю памятных дат...
Армен Медведев: Но на этот раз они будут окрашены печалью недавних потерь - Балабанова, Тодоровского, Германа. И отпразднуем 25-летие фильма "Город Зеро" Карена Шахназарова. Но самая, наверное, дерзкая наша новация - показ параллельно в Москве фестивальных картин в кинотеатре "Пять звезд". Это мы назвали "Зеркалом Выборгского кинофестиваля" и очень волнуемся: что из этого получится. И насколько столичных синефилов заинтересует периферийный киносмотр.