07.08.2013 23:02
    Поделиться

    Инесса Слюнькова: Народ Беларуси нацелен на созидание

    Представляем соискателя на премию Союзного государства
    На премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 годы номинируются монографии доктора архитектуры Инессы Слюньковой "Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII - середины XIX веков" (1992), "Монастыри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси" (2002), "Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: Пересоздание наследия" (2010).

    Сегодня Инесса Слюнькова - гость "СОЮЗа".

    Инесса Николаевна, такое впечатление, что одно ваше исследование вытекало из другого.

    Инесса Слюнькова: Это действительно так. Книга 1992 года задумывалась на тему перепланировки городов в рамках реформ Екатерины II. Ставилась задача выяснить, каким образом эта реформа осуществлялась в Могилевской губернии. Однако материал выявил совершенно другую картину: регулярное градостроительство здесь сложилось в период вхождения земель в состав Речи

    Посполитой и существовало задолго до екатерининских реформ.

    До присоединения к России на белорусских землях регулярные города соседствовали с более древними поселениями, сложившимися по принципам древнерусского города. Так планы Могилева и Пскова в то время имели многие сходные черты. Из этого сама собой вытекала тема о сходстве и различиях архитектурного наследия Беларуси и России.

    На премию номинируются и две объемнейшие монографии по монастырям. Почему вы взялись за эту тему?

    Инесса Слюнькова: Находясь между Западом и Россией, Беларусь не раз оказывалась на пути военных действий соседних держав. Ее города и поселения подвергались многочисленным разрушениям. Наименее уязвимыми оказывались сооружения из камня и кирпича. К ним относились и монастыри. Они же и восстанавливались первыми. Монастыри были духовными центрами, местом хранения церковных святынь, важными социальными объектами, юношество здесь получало хорошее образование.

    Монастырей в Беларуси было огромное количество. Например, шесть действовало в небольшом Несвиже Радзивиллов. Получалось, что тема монастырского зодчества позволяла наиболее полно раскрыть особенности национального белорусского искусства и его взаимосвязи с искусством Запада, Украины, России.

    Нельзя сказать, чтобы на рубеже 2000-х не выходило книг о белорусских храмах и монастырях разных конфессий. Но, как правило, они построены по принципу справочно-экциклопедических изданий. Я же рассматривала монастырское зодчество как явление, пыталась ответить на вопросы: каким образом оно развивалось на протяжении веков? кем были основатели обителей разных конфессий и разных католических орденов? на какие церковные традиции и художественные источники опиралась архитектура? в чем различие монастырской архитектуры разных конфессий, и др.?

    Если Беларусь была страной монастырей, то почему их сейчас не так много?

    Инесса Слюнькова: Именно этой теме посвящена третья, и заключительная, книга цикла представленных на премию работ. Она рассказывает о церковно-строительных реформах XIX века, которые проводились Российской империей на территориях, присоединенных к России после разделов Речи Посполитой. В эпицентре реформ снова оказалась Беларусь.

    Что означает понятие "пересоздание наследия" в подзаголовке книги?

    Инесса Слюнькова: Существуют определенные параллели между событиями XXI, XX и XIX столетий. И мне невольно пришлось обратиться к современным терминам для описания этих событий. Речь идет об отношении государства и общества к сохранению и использованию историко-архитектурного, художественного наследия, исходя из представлений о базовых ценностях текущего времени, исходя из сознания современных людей.

    Одна из проблем сегодня - это предотвращение бездумной модернизации наследия, замены подлинников искусства "новоделами", созвучной истории церковно-строительных реформ XIX века.

    Новые знания показывают, насколько уникальны многие памятники церковной архитектуры Беларуси и насколько уникальна и отягчена испытаниями их историческая судьба. Изучение и сохранение исторического наследия чрезвычайно важно, потому что наследие культуры составляет невосполнимый запас безусловных ценностей, служащих опорой для человека в бесконечно меняющемся мире.

    Были ли открытия?

    Инесса Слюнькова: "Иезуитский проект" начала XVIII века, точнее, "Проект уничтожения греко-российского исповедания на территории Речи Посполитой". Ссылки на этот документ теперь встречаются на разных сайтах.

    Где вы его нашли?

    Инесса Слюнькова: В Российском государственном архиве древних актов в Москве. Когда я его читала, у меня буквально холод шел по спине. Рукописный документ. Перевод с польского. Если говорить о нем кратко, то это совершенно циничный, бесчеловечный план действий против православных и даже униатов. Все сводилось к тому, чтобы довести православное духовенство до совершенной нищеты и бесправия, отрезать пути к образованию священства и их детей, а затем глумиться над ними, обличая в невежестве.

    А в последней книге есть открытия?

    Инесса Слюнькова: Интересным для многих, наверное, будет познакомиться с записками известного автора рисунков белорусских древностей Д.М. Струкова. Путевые заметки были написаны художником во время экспедиции в Беларусь 1863 года, направлялись они в Петербург, в Императорское Российское археологическое общество.

    Как часто вы бываете в Беларуси?

    Инесса Слюнькова: Часто. В Беларуси у меня родные, друзья, коллеги. Я родилась в Минске. Там у меня живет сестра со своей семьей, в Минске подолгу бывает мой папа, человек известный в Беларуси. И мама, и папа родом с Гомельщины, что когда-то входила в Могилевскую губернию. Самые яркие воспоминания детства - местечко Городец, белые кварцевые, раскаленные от солнца пески по щиколотку, деревянная церковь, кладбище на Радоницу, старые-престарые березы вдоль дороги. Как я теперь понимаю, это те самые "чернышевские" березовые аллеи, о которых Екатерина II говорила: "Ваши дороги - как сады". Там давно уже асфальт, и от берез ничего не осталось. Беларусь невозможно узнать только по городу. Кто не бывал и не жил в деревне, до конца ее не понимает. Без деревни нет ощущения белорусских корней изнутри.

    Над чем cейчас работаете?

    Инесса Слюнькова: Когда занималась "белорусскими книгами", меньше времени оставалось на исследования по русской архитектуре. Поэтому "отдаю долги". Завершается работа над новой книгой "Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века".

    Что для вас означает номинирование на премию?

    Инесса Слюнькова: Для меня это знак признания работ, направленных на расширение знаний о Беларуси в России, на приращение знаний о нашей общей истории.

    В Беларуси "энергетически" сильный человеческий потенциал, люди в большей степени настроены на созидание. Беларусь активно встраивается в систему общеевропейской культуры, и как  хранительница своих национальных традиций, сегодня обретает новое лицо. Она становится объектом  активного паломничества туристов из России. Наши туристы едут в Беларусь за  непривычной для них красотой памятников истории и культуры, за простыми и так необходимыми человеку ощущениями отлаженной жизни. Они удивляются высокой бытовой культуре, им нравится  радушие белорусов, покой, чистота, безопасность, вкусная еда.

    Но больше всего меня волнует сейчас то, что в условиях раздельного существования Беларуси и России многие межнациональные связи все же оказались разрушены. Подрастающее поколение белорусов плохо знает Россию, и меньше всего знает о ее культуре. Экскурсии для белорусских детей проводятся в Польшу, Германию, одним словом, на Запад. Потом они подрастают, идут в институт, получают гранты от Запада, который охотно открывает двери для молодежи из Беларуси. За 20 лет здесь выросло целое поколение будущей интеллектуальной элиты, которая ориентируется не на Россию, а в противоположном направлении.

    Поэтому лучше, если бы у белорусов был выбор, и в молодом возрасте они имели возможность в равной степени увидеть культурные ценности Запада и России. Для сохранения дружеских и тесных взаимоотношений мы должны заботиться о будущем поколении.

    Совершенно реальным практическим шагом к этому может стать организация на постоянной основе детских экскурсий из Беларуси в Россию, а лучше всего, создание для этого специального туристического центра в Москве со всей инфраструктурой и поддержкой на государственном уровне. В области образования и науки надо расширять систему грантов по взаимному обмену молодежи из России и Беларуси.

    Поделиться