08.08.2013 13:36
    Поделиться

    Директор Фонда кино рассказал о фильмах, претендующих на господдержку

    Фонд кино готовится к защите творческих проектов ведущих киностудий
    Питчинг - защита творческих проектов с целью получения определенной поддержки - для российского кинорынка явление относительно новое. Несколько лет питчинги среди дебютантов успешно проходили на "Кинотавре", и в их процессе не только открылись новые имена, но и были отобраны картины, название которых сегодня у всех на слуху. Сейчас питчинг - общепринятая форма работы не только на фестивалях и кинорынках, но и на государственном уровне. По условиям "игры" все равны - и маститые режиссеры, и новички в кино.

    Прошла всего неделя с момента проведения первых питчингов в Министерстве культуры. Процесс был открытым, не обошлось без "первого блина комом": не выделили господдержку проекту Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", что вылилось в скандал - в Минкульт было направлено письмо, подписанное известными деятелями культуры.

    И вот сейчас на очереди - питчинг в Фонде кино. Из 45 проектов студий-мэйджоров для защиты отобрано 28. К примеру, это историческая драма "Викинг" с Данилой Козловским в главной роли (представляет компания Анатолия Максимова "Дирекция кино", режиссер Андрей Кравчук), проект Александра Роднянского и Сергея Мелькумова "Код Дурова" об основателе социальной сети "ВКонтакте" Павле Дурове. А также -  проекты Алексея Учителя о легендарной русской танцовщице Матильде Кшесинской (студия "РОК"), Владимира Бортко "Душа шпиона" (студия "Три Тэ"), студии Федора Бондарчука "Дауншифтер" и другие. Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, "Квартет И"… Имен много. Выбрать будет нелегко.

    Еще не успев начаться, этот питчинг возбудил повышенный интерес. Удивление вызвало то, что в Фонде кино, в отличие от Минкульта, все будет проходить за закрытыми дверьми. Ни журналистов, ни сочувствующих. Только представители кинокомпаний и эксперты. Ведущее информагентство распространило сообщение, что чиновникам Министерства культуры не понравилось, что Фонд кино работает не столь прозрачно, как они. Обозреватель "РГ" поговорила с главой Фонда кино Антоном Малышевым.

    Антон Владимирович, у вас даже официальное название предстоящего события другое - не питчинг…

    Антон Малышев: …да, а "очная защита проектов".

    Вы же поначалу хотели сделать мероприятие открытым. В связи с чем приняли решение провести питчинг закрытым для СМИ?

    Антон Малышев: Решение нашего Попечительского совета скорее связано с организационно-технической составляющей. Площадкой для мероприятия был выбран зал на Мосфильме.У нас на очной защите проектов будут присутствовать представители Минкульта, аппарата Правительства, Экспертный совет и Попечительский совет - то есть народу будет достаточно много. Для того, чтобы провести мероприятие за один день, "не растекаясь по древу", было принято такое решение. Вместе с тем странно, что речь идет о "закрытости”, поскольку мы планируем, что на сайте Фонда кино будет вестись онлайн-трансляция защиты проектов, а полная запись мероприятия появится в открытом доступе в тот же день. Любой из интересующихся сможет посмотреть.

    С чем связан перенос даты защиты проектов - вы ведь собирались проводить ее в пятницу 9 августа?

    Антон Малышев: Точно даты проведения мероприятия у нас не было. У кинокомпаний-лидеров много рабочего материала, который необходимо ужать в пятиминутный ролик. А это - отдельный талант. На подготовку такой презентации требуется время. Отсматривать же 20 минут материала по каждому из 28 проектов - дело не одного дня. Думаю, что на следующей неделе защиту мы проведем.

    И как она  будет проходить? В России, благодаря "Кинотавру",  уже привыкли, что питчингуются молодые. Странно было видеть даже Федора Бондарчука на питчинге в Минкульте. Вот у вас в списке представлен фильм по Ивану Бунину "Солнечный удар". То есть, Никита Михалков будет питчинговаться?

    Антон Малышев: Сложно сказать, поскольку дата окончательно не утверждена. Соответственно, у нас нет официальных запросов "кто будет от вас представлять картину", а графики режиссеров и продюсеров достаточно плотные и… разные. В зависимости от даты кто будет на месте, тот и будет защищать проект. Никита Сергеевич? Вполне реальная ситуация, если он будет в Москве, а не на съемках.

    Говорят, на чужих ошибках учатся. Надеюсь, что такого скандала, как с фильмом Александра Миндадзе, в Фонде кино не возникнет. Тем более, что в итоге вопрос о финансировании картины передан Минкультом в ваше ведомство - это правда?

    Антон Малышев: Я могу сказать, что на данный момент в Фонд не поступало обращение от Министерства культуры с просьбой поддержать проект Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр". Хотя оно нам и не требуется, так как кинокомпания "Студия "Пассажир", которая занимается съемками данного фильма, уже подала заявку для участия в конкурсе на поддержку производства национальных фильмов. И сейчас она проходит общую экспертизу вместе с другими проектами. Эксперты внимательно изучают прокатный потенциал картины в российских кинотеатрах.

    У нас есть четкая задача на этот год - мы ориентированы на увеличение количества зрителей на отечественных фильмах  в прокате внутри страны. Любой эксперт, когда оценивает, исходя из такой задачи, понимает какого именно формата и качества фильмы надо поддержать, для того чтобы увеличить количество зрителей в кинотеатрах. Минкульту во сто крат сложнее. Как можно оценить авторские картины? Исходя из чего? То есть нужно по сценарию определить, получит ли этот фильм Каннскую "Пальмовую ветвь" или Венецианского "Льва".  У нас проще. Экономика - более точная наука.

    Вот в Минкульте и возник вопрос о том, что проекты должны представлять не режиссеры, а продюсеры, потому что они владеют цифрами. Вы тоже придерживаетесь такого мнения?

    Антон Малышев: Начнем с того, что у нас стоит задача по отбору наиболее популярного кино с точки зрения количества зрителей, и, конечно, нас экономическая часть интересует в большей степени. Те 28 проектов компаний-лидеров, которые вошли в шорт-лист - это результат работы нашего экспертного совета. Любой из них можно запускать в производство, и прокатные сборы будут хорошими. Задача экспертного совета сегодня усложняется тем, что денег на все лидерские проекты - полтора миллиарда рублей. В следствие чего необходимо отобрать не просто лучшие, но и наиболее готовые из них на сегодняшний день.

    То есть ваш критерий будет не коммерческий или творческий, а "по мере готовности"?

    Антон Малышев: У компаний-лидеров пакеты проектов достаточно объемные. И среди них есть те, которые сейчас уже находятся в стадии съемок или входят в съемочный период, и требуют поддержки именно в данный момент. А есть те, которые хороши на уровне сценария, но начало съемок предполагается, скажем, следующей весной.

    Это означает, что вы можете их перенести на следующий год?

    Антон Малышев: Да, можем рекомендовать такие проекты на следующий год. Так как в средствах мы ограничены рамками одного года.

    Вопрос-ответ

    Молодые режиссеры и продюсеры наблюдают за вами и спрашивают - почему опять мэйджоры? Где новые имена?

    Антон Малышев: Поясню. В Фонде кино есть два направления поддержки, закрепленные в документах - постановлениях Правительства. Поддержка компаний-лидеров (капитанов отечественного кинобизнеса и кинотрасли, которые делают по несколько проектов в год и собирают большое количество зрителей) - это отдельное направление. На них выделена своя квота средств.

    А также есть проекты независимых компаний, которые выпускают, может быть, по одной картине в год или в несколько лет. Сейчас по этому направлению подано 150 заявок, которые в данный момент находятся на экспертизе. Там есть и молодые, и пожилые… разные.

    У лидеров из 45 проектов мы отбираем лучшие, и там более-менее все понятно, потому что есть история и опыт компаний, у которых "набита рука" по подготовке презентаций и прочее. С независимыми проектами сложнее. У нас стоит задача не только провести экспертизу 150 проектов с точки зрения творческой ценности, но и определить их прокатный потенциал. Это занимает больше времени. Мы стремимся к тому, чтобы экспертиза по проектам независимых компаний была закончена к началу сентября. По итогам формирования шорт-листа так же будет проведена открытая защита вошедших в него проектов.

    Поделиться