06.08.2013 23:40
    Поделиться

    Джоомарт Оторбаев: Роль частного сектора в экономике КР неуклонно растет

    Роль частного сектора в экономике КР неуклонно растет. Такая тенденция наблюдается в течение последних лет. Сегодня его доля во внутреннем валовом продукте составляет 75 процентов. Это официальные данные. Однако если учитывать теневой сектор, в который входят в основном малые предприятия, то показатель присутствия частного бизнеса в экономике наверняка превышает 85 процентов. Разница образуется из-за того, что мелкий бизнес не всегда отчитывается перед статистическими органами.

     

    По понятным причинам приоритетной для нашего экономического развития является поддержка именно частного сектора. Мы предлагаем отдать в руки внутренних или иностранных инвесторов крупные предприятия. Полагаем, что под управлением бизнеса эти объекты экономики будут работать более эффективно. Результаты регулярных опросов предпринимателей, проводимых как нами, так и авторитетными международными институтами, показывают: мы по-прежнему должны фокусировать свое внимание на проблемах частного сектора.

    Существует ряд трудностей, которые препятствуют развитию как экономики, так и бизнеса. На них необходимо обратить внимание. К ним относятся недостаточный человеческий потенциал и плохо развитая инфраструктура, а также проблемы образования.

    Говоря об инфраструктуре, правительство имеет в виду прежде всего строительство дорог и энергетических мощностей. Учитывая капиталоемкость данной сферы, правительство рассчитывает на поддержку партнеров по развитию, включая международные финансовые институты. Но чтобы способствовать привлечению средств в такие проекты, в Киргизстане необходимо усилить право собственности. Мы должны прежде всего стремиться к улучшению инвестиционного климата. Добиться этого можно, лишь укрепив политическую стабильность и устойчивость государственных институтов.

    Не менее сложный вопрос - недостаточный доступ местного бизнеса к займам. Общий объем кредитного портфеля по отношению к ВВП составляет всего 20 процентов. Мы должны как минимум на порядок увеличить эту сумму. Кроме того, необходимо существенно улучшить качество нормативно-правовой базы институциональной инфраструктуры. Здесь нам предстоит определить приоритетные направления этой реформы.

    Так или иначе, предприниматели Киргизстана считают затрудненный доступ к финансам одной из основных проблем, препятствующих улучшению инвестиционного климата и бизнес-среды. Чтобы решить этот вопрос, правительству следует работать в этом направлении вместе с Национальным банком (НБ КР). Тем не менее, уже сейчас в финансовом секторе республики наблюдается феномен - бурный рост микрокредитования. Этот сектор растет в пять раз быстрее, чем банковский.

    Кредитный портфель банковской системы Киргизстана, по данным НБ КР, составляет около 15 миллиардов сомов или 0,31 миллиарда долларов. В то же время кредитный портфель микрофинансовых организаций (МФО) оценивается в 47 миллиардов сомов или примерно миллиард долларов. Небанковский сектор уже охватывает практически всю страну. При этом 99 процентов микрокредитных компаний работают неплохо, и только один их процент можно назвать недобросовестными компаниями.

    Правительство начало работу над повышением финансовой грамотности. Под эту программу будут подпадать и сами заемщики, и МФО. Что касается высоких ставок кредита, то у нас все параметры по финансовому сектору лучше, чем в других государствах и в отношении ликвидности средств, и по другим показателям, но процентные ставки в разы больше, чем в развитых странах. Правительство будет работать над этим вопросом. Мы должны вместе подумать, как нам решить эту проблему.

    Помочь развитию экономики Киргизстана также может участие в интеграционных процессах. Это направление принципиально важно для республики и позволяет, в частности, прогнозировать рост ВВП в среднесрочной перспективе - до 2017 года - на уровне семи процентов ежегодно.

    Важным сектором для Киргизстана остается внешняя торговля. В целом ее объем превышает ВВП - даже по данным государственных структур. Но, полагаю, для объективности картины следует умножить этот показатель в 1,3 - 1,5 раза, поскольку у нас пока сохраняются элементы неофициальной торговли.

    Экономика Киргизской Республики - наиболее открытая среди стран СНГ. Мы продолжим улучшать этот показатель, поэтому, повторюсь, для нас принципиально важно участие в региональных интеграционных процессах. Рынки сбыта, на которые попадает наш экспорт, находятся в тех межгосударственных объединениях, в которые правительство Киргизстана хотело бы вступить. Иными словами, если не учитывать долю золота в объеме внешней торговли, то практически вся продукция, произведенная в КР, продается в страны Таможенного союза.

    Не менее важно для экономики республики развитие туристического потенциала. В прошлом году Киргизстан посетили более 3,5 миллиона отдыхающих. Эта цифра сопоставима с 60 процентами населения нашей страны. Примерно такой же показатель имеет Франция, которая считается одним из мировых центров туризма.

    Туристическая отрасль в республике находится полностью в частных руках. Рост в этой сфере только в первом квартале 2013 года составил 22 процента. Не исключаю, что до конца года Киргизстан посетят в общей сложности около четырех миллионов туристов. Они генерируют большой объем ВВП: 5 - 7 процентов. Однако в отношении фискальных сборов показатели небольшие. На сектор туризма в общих налоговых поступлениях приходится всего около 0,1 процента доходной части.

    Тем не менее, мы рассчитываем на рост темпов развития туристической отрасли. И этому призвано способствовать создание лучших условий для пассажирских перевозок, в том числе - открытие новых внутренних авиалиний. Мы ожидаем, что вскоре в Киргизстан придет новая крупная авиакомпания, которая освоит маршруты между населенными пунктами нашей республики. Воздушные перевозки - приоритет для страны, не имеющей выхода к морю. Не менее важно сделать туристическую отрасль круглогодичной. У нас есть три крупных инвестора, которые хотят развивать лыжный туризм вблизи Бишкека.

    Поделиться