06.08.2013 17:47
    Поделиться

    "РГ" рассказывает, чему и как учат на курсах водительского мастерства

    6 августа 1929 года в британском Бристоле открылись первые курсы автовождения. С тех пор необходимость в качественном обучении этому предмету только растет. Сейчас только в нашей стране ежегодно получают права больше 2 млн человек, причем большая часть новичков, по мнению специалистов, на дороге опасна для себя и окружающих.

    Подавляющее большинство автолюбителей с небольшим стажем за рулем ощущают дискомфорт (правда, признаются в этом в основном женщины). Считается, что дело в отсутствии привычки, поэтому следует просто больше ездить. Однако, это не решение проблемы поскольку нужно не просто ехать, как получается, а правильно пользоваться своей машиной. Как раз этому и учат в школах водительского мастерства.

    FAQ для водителей

    Начинающие водители делают одинаковые ошибки и испытывают похожие сложности: неправильная посадка и положение рук на руле, проблемы с любым способом парковки, неумение трогаться с места и разгоняться так же быстро, как остальные машины в потоке, отсутствие чувства габаритов автомобиля, страх перед любым маневром, который требуется совершить на скорости. По мере появления опыта острота переживаний сглаживается, но изначально неверные приемы вождения такими и остаются. Поэтому в школах водительского мастерства обучение "чайников" начинается фактически с нуля.

    1 этап - для начала воспитанников обучают правильной посадке и регулировке сидения. Затем клиенту объясняют и показывают, как на самом деле нужно делать то, что он демонстрировал на экзамене в ГИБДД: въезжать в гараж, не обдирая борта, парковаться, маневрировать в узких местах. Попутно водитель учится эффективно подбирать передачи и технично рулить, то есть не совершать лишних действий. Следующая задача - понять, как пользоваться зеркалами и что такое "мертвая зона", контролировать пространство вокруг автомобиля. Когда вопрос с обзором решен, инструкторы обучают тактике перестроений. Все это базовые навыки, и часто такого тренинга хватает, чтобы почувствовать себя на дороге вполне уверенно.

    2 этап - этот уровень уже имеет полное право называться "повышением водительского мастерства" и "контраварийной подготовкой". Здесь ученики осваивают сложное маневрирование, безопасное прохождение поворотов, экстренное торможение и перестроение, проезд препятствий.

    3 этап - в финале начинают пробовать на себе и своем автомобиле фокусы из арсенала профессиональных гонщиков: повороты на предельных режимах, технику "загрузки" и "разгрузки" (перемещение центра тяжести автомобиля), скоростную езду по льду, управляемые заносы и "полицейские развороты" (резкий разворот на 180° на высокой). Кстати, среднего класса автогонщик владеет, как минимум, тремя сотнями приемов, позволяющими сократить тормозной путь, восстановить устойчивость машины и решить прочие экстренные проблемы. Так что учиться есть чему. В конце любого курса предусмотрен небольшой экзамен, после которого выдается сертификат.

    Правда, официальной достоверной статистики аварий с участием выпускников курсов водительского мастерства не существует. Но собственные подсчеты одной из школ показали, что 99,7% ее учеников в течение двух лет после обучения не участвовали в ДТП.

    Машина - ваша, рация - наша

    Школы водительского мастерства обещают своим ученикам примерно одинаковый набор знаний и придерживаются единой логики обучения. Например, все без исключения заведения делят свои курсы на летние и зимние.

    "Лето" рассчитано на совершенствование повседневных навыков вождения, "зима" предполагает более экстремальные развлечения - заносы, вращения, "полицейские развороты" и так далее. Но количество программ, их названия, продолжительность и стоимость у каждого центра свои. Например, некоторые школы предлагают специальные курсы для дам - и спокойно преподают там ровно то же, что и в мужских группах (иногда отвлекаясь на лекции о влиянии шпилек на технику вождения и нецелевом использовании зеркала заднего вида).

    Какую бы программу вы не выбрали, она обязана адаптироваться к вашим личным умениям и проблемам. Произойдет это только в одном случае - если инструктор занимается конкретно вами. Отсюда правило первое: в хорошей школе к каждому ученику должен приставляться собственный тренер. Тренер, кстати, может находиться в салоне рядом с водителем или снаружи - издалека следить опытным взглядом за вашими маневрами и давать указания по рации. У обоих систем есть теоретическое обоснование. Сторонники первой утверждают, что сидящий рядышком инструктор контролирует процесс руления, нажатия на педали и сразу приучает вас к оптимальной последовательности действий. Поклонники раций считают, что человек имеет право сам решать, на какие кнопки ему давить в собственной машине, а инструктор существует для того, чтобы отслеживать и корректировать траекторию движения автомобиля.

    Так же в разных школах могут отличаться и другие детали организации процесса. Например, некоторые заведения предпочитают первые занятия любого курса проводить в тренажерных классах (к каждой парте пристроено рулевое колесо, педали и рукоятка переключения скоростей). Есть автошколы, предлагающие как отдельную программу "городское вождение". Тратиться на это не стоит. Эксперты говорят, что заниматься надо только на автодромах или полигонах. На таком почти неограниченном пространстве можно смоделировать любую "городскую" ситуацию, никому не мешая и не подвергая себя дополнительному риску, попробовать самые разные пути решения возникшей на дороге проблемы. Кстати, тренироваться лучше не на школьном аппарате, а на своем автомобиле - чтобы выяснить все его возможности и научиться грамотно ими пользоваться.

    Тренинги повышения водительской грамотности обычно недолгие - от одного до десяти дней. Этого времени достаточно, чтобы понять, как действовать в той или иной ситуации на дороге. Другое дело, что приобретенные навыки нужно довести до автоматизма. И это уже придется делать самостоятельно. А для того, чтобы ничего не забывать, профессионалы рекомендуют "освежать" свои знания дважды в год - на сухом и покрытом снегом и льдом асфальте.

    Фирменный стиль

    Свои собственные школы водительского мастерства имеют в Москве и мировые автомобильные бренды - Audi, BMW и Jaguar. Каждая из них предлагает свой собственный набор из нескольких обучающих курсов: начальное вождение, женское вождение, offroad для владельцев внедорожников, выездные зимние программы и т.д.

    Главная гордость "марочных" школ - выездные курсы. Особенно популярны зимние "ледяные" поездки, в которых группа в течение нескольких дней с утра до вечера тренируется на полигоне, залитом льдом так, что на нем трудно стоять. Для начала - упражнения для получения прав: "змейка", "восьмерка", "торможение в коридоре"… Система стабилизации автомобиля (которая не позволяет ему уходить в занос) отключается и так и не включается до конца тренировок.

    Далее на том же льду "фишками" выставляется траектория движения: желоб, повороты разной крутизны. Задача - пройти трассу за наименьшее время. Затем "маркеры" убираются, а секундомер остается. Перед отъездом - соревнование среди учеников.

    Существенное отличие "марочных" школ от прочих в том, что они рассчитаны на фанатов определенной автомобильной марки. Их курсы - это элемент лайф-стайл, приключение, еще один способ небанально провести время. Тем не менее, такие курсы повышения водительского мастерства нельзя считать декоративными. У "марочных" школ сертифицированные программы обучения и очень квалифицированные тренеры (как правило, это титулованные спортсмены). Так что полезной информации дается более чем достаточно.

    Поделиться