06.08.2013 15:53
    Поделиться

    "РГ" сделала подборку 15 самых удивительных альбомов 1968 года

    6 августа 1968 года Waiting for the Sun - третий студийный альбом лос-анджелесской группы The Doors - стал "золотым" - спустя всего пару недель после появления на прилавках магазинов. А ведь было с кем соперничать в хит-парадах! 1968 год чуть реже упоминается в музыковедческой среде, чем предшествующий ему, считающийся символом "золотой эпохи" музыки XX века, и чем следующий за ним, на который пришелся пик активности новых экспериментальных психодельщиков-электронщиков. Но это, конечно, никак не делает его менее значимым в истории западной и мировой музыки.

    В 1968 году появились на свет десятки настоящих шедевров, значительная часть из которых была дебютными работами авторов. Первые свои пластинки выпустили Deep Purple (причем сразу два), Iron Butterfly (тоже двойной дебют), T. Rex (также отметившиеся сразу двумя альбомами), Jethro Tull, Shocking Blue, Ultimate Spinach, The Band, The Crazy World of Arthur Brown, Steppenwolf, Fairport Convention, Quicksilver Messenger Service. Тогда же вышли новые альбомы Manfred Mann, The Kinks, The Byrds, July,  The Electric Prunes, The Zombies, Bee Gees, Фрэнка Заппы, Карла Перкинса, Майлза Дэвиса, Нила Янга, Simon and Garfunkel, The Beach Boys, The Pretty Things, Jefferson Airplane, The Velvet Underground,  Procol Harum… В это время творили забытые всеми неудачливые гении поп-психоделики Jason Crest. И это - далеко не полный перечень крупных событий в мире музыки. 1968 стал годом, когда на свет появились две новых пластинки Элвиса, в конце концов! Поэтому более справедливо было бы говорить о, скажем, "53 выдающихся альбомах" или "113 шедевральных пластинках" 1968 года. Но это - тема для целой книги, причем двух-трехтомной, поэтому мы решили ограничиться несколькими особенно примечательными - с нашей точки зрения - работами, изданными в это интересное и тревожное время.

    The Doors - Waiting for the Sun

    Итак, третий альбом великих The Doors. Критики-современники его приняли прохладно, а современные музыковеды обычно считают, что он гораздо слабее и предыдущих двух, и следующих. Вот уж странная позиция! Моррисон, Манзарек и компания, будучи настоящими художниками, остро переживавшими трагедию своего времени, просто не могли записать средний альбом, когда вокруг них происходило такое - Вьетнамская война в разгаре, совсем недавно убили Мартина Лютера Кинга, вот-вот будет застрелен Роберт Кеннеди - спустя 5 лет после смерти брата Джона. И он действительно получился отличным - не хуже и не лучше других записей великолепной четверки. Просто - другим.

     

     

    The Beatles - The Beatles

    Конечно, The Beatles. Просто и без лишних эпитетов - главная группа прошлого века. И ее девятый студийный - так называемый "Белый" - альбом. Позади - великая "психоделическая трилогия", впереди - еще три прекрасных пластинки. А этот двухдисковый суперсборник суперпесен стал пиком деятельности Леннона и Маккартни (не без помощи, конечно, и Харрисона) по производству мировых хитов - всего за два года до распада группы.

    John Lennon & Yoko Ono - Two Virgins No. 1

    The Beatles еще не распались, но в их жизнь уже ворвалась Йоко Оно - а значит, неизбежность конца уже становилась всем понятной. Отвлекаясь от сотрудничества с Полом на ниве поп-индустрии, Джон вместе со своей возлюбленной времени не терял. И записал такой альбом, для которого и "битлы" образца Revolver были "мейнстримом". Авангардный нойз сам по себе не был такой уж диковинкой в то время, но в исполнении Леннона он не может не звучать особенным образом. И он - звучит.

    George Harrison - Wonderwall Music

    Наконец и Джордж Харрисон, окончательно устав от диктата своих "старших" по группе товарищей, решил заняться сольным музицированием и издал собственный альбом, ставший саундтреком к одноименному фильму (который сейчас вспоминают в основном именно благодаря звучащей в нем музыке). Хорошо слышно, с каким удовольствием он отдается неограниченному никем творчеству и с каким восторгом смешивает западные и восточные (Харрисон известен как главный любитель Индии среди "битлов") музыкальные традиции. Появление этого альбома позволило Харрисону почувствовать себя состоявшимся автором и исполнителем. После распада The Beatles два года спустя он издаст свой трехдисковый шедевр All Things Must Pass.

    Pink Floyd - A Saucerful of Secrets

    Била ключом жизнь и на других планетах. На одной из них обитали Сид Барретт в компании с Роджером Уотерсом и другими участниками Pink Floyd. Этот год и этот альбом стали переломными для группы. Стремительно ухудшающееся состояние здоровья и сознания "психонавта" Барретта в конце концов привело к расставанию с ним, а только появившийся в команде Дэвид Гилмор в конце концов повлиял на кардинальное изменение звучания и направленности группы. А их многоуровневое противостояние с Уотерсом вскоре заставило резонировать всю музыкальную культуру своего времени. На A Saucerful of Secrets слышны отголоски "барреттовского" "флойда" - совсем другого, того, который годом ранее записал психоделический бриллиант под названием The Piper at the Gates of Dawn.

    The Rolling Stones - Beggars Banquet

    Ушли от оголтелой психоделики и The Rolling Stones - правда, по совсем иным, более естественным причинам. Для "стоунз" это стало просто "возвратом к корням" после фиолетовых в крапинку экспериментов, которые они себе позволили при записи предыдущего альбома (дух 1967 года сказался, похоже, даже на до этого прямых, как шпалы "роллингах"). Первая песня альбома - хитовая Sympathy for the Devil - сразу настраивает на правильный ритм-н-блюзовый лад.

    Silver Apples - Silver Apples

    Хотя электронно-психоделический взрыв произошел в США, Британии и особенно Германии (Krautrock) годом позже, Silver Apples принялись за свои эксперименты в это время. Человек по имени Симеон превратил генератор звуковых колебаний в музыкальный инструмент и в далеком 1968 году начал играть такую музыку, которая могла присниться разве что электронщикам девяностых.

    Idle Race - The Birthday Party

    Музыка этого замечательного квартета из Бирмингема (которым руководил сам Джеф Линн) с одной стороны идеально вписывалась в контекст времени и места, а с другой - была настолько разнообразной, находчивой, насыщенной, остроумной, захватывающей и так далее, что этот самый контекст теряет свою казавшуюся неоспоримой значимость, приобретая взамен роль симпатичной декорации. А этим может похвастаться музыка далеко не каждой из групп 60-х годов. В 1968 году вышел первый из трех их альбомов.

    Family - Music in a Doll’s House

    Можно еще понять забывчивость неблагодарного человечества в отношении образа мафиозной семьи, двубортных пиджаков и необычности для групп того времени двухгрифовой гитары - а всем этим была известна группа Family. Но музыку этого коллектива, стоявшего у самых истоков прогрессив-рока, забывать нельзя. Слово "прогрессив", здесь выступает в своем самом буквальном значении. Описывать этот праздник звука, на фоне которого звучит голос первого "электрического козла" рок-сцены (да-да, оказывается, Джелло Бьяфра был лишь вторым), смысла нет. Лучше просто взять и послушать, а начать с первого альбома, вышедшего в 1968 году.

    Tomorrow - Tomorrow

    Эту группу принято считать одним из трех столпов психоделии наряду с Pink Floyd и Soft Machine. Однако, в отличие от своих коллег, эти ребята знамениты лишь в довольно узких кругах, что более чем несправедливо. Возможно, не передумай Антониони в последний момент с авторством саундтрека к своему "Фотоувеличению" и не замени Tomorrow на Yardbirds, их судьба сложилась бы иначе. А теперь ее принято упоминать как первую группу Стива Хау. Но этого сказать совсем не недостаточно. Ведь это группа, которая со своим единственным альбомом дает фору любым признанным лидерам стиля!

    The Soft Machine - The Soft Machine

    Кстати, о The Soft Machine. В 1968 году они дебютировали с одноименным альбомом, который тут же повлиял на все, что можно. Гремучая смесь из психоделики, фьюжна и зарождающегося прогрессива во многом обеспечила зарождение кентерберийской сцены. Особенно хорош на первой пластинке группы Роберт Уайетт, который затем будет удивлять нас своим пронзительным сольным творчеством.

    The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland

    В 1968 же году вышел третий и последний официальный альбом Джими Хендрикса с его группой, считающийся неоспоримой вершиной его творчества. Со времени Are You Experienced? темнокожий виртуоз развил свои навыки до небывалых высот - его игра до сих пор остается эталоном игры на электрогитаре. И, в отличие от творений ряда последователей, его музыка привлекает отнюдь не только техникой. Каким путем пошла бы электрогитарная психоделика, если бы он не скончался два года спустя, остается только догадываться.

    Grateful Dead - Anthem of the Sun

    В это время неповторимые Grateful Dead записывали свой "Гимн Солнцу" - второй номерной альбом, считающийся одним из лучших у них. С обширной и яркой дискографией одной из самых выдающихся групп в истории психоделической музыки знакомство следует начать, пожалуй, именно с этой пластинки.

    Creedence Clearwater Revival - Creedence Clearwater Revival

    Прославленный коллектив братьев Фогерти, в кратчайшие сроки буквально захватвиший весь мир своими незамысловатыми, но очень энергичными и светлыми мелодиями, начал свой творческий путь в 1968 году, когда вышел первый альбом. И он сразу покорил американские радиостанции, а за ним - и все остальные, после чего восхождение Creedence уже никто не мог остановить.

    The Lemon Pipers - Green Tambourine

    Не самая, к сожалению, известная, но очень любопытная группа, представлявшая американскую психоделическую школу, запомнилась миру не только как одна из основательниц баббл-гам-попа, но и как отчаянные экспериментальщики. Мало кому приходило в голову использовать в такой музыке… арфу. А им - пришло, и этим они покорили многих, в том числе самого Сергея Анатольевича Курехина. Этим и своей замечательной музыкой.

    Поделиться