01.08.2013 23:45
    Поделиться

    Минтранс считает выгодным строительство высокоскоростных магистралей

    В Москве состоялось заседание Научно-технического совета РЖД о согласовании положения трасс высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) Москва - Казань - Екатеринбург и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. Руководителям РЖД, федеральных и региональных органов власти, представителям научно-исследовательских организаций было представлено предварительное исследование транспортных коридоров по проектам ВСМ. Трассы планируется провести по территории 17 регионов. В общей сложности подрядными организациями были проработаны свыше 50 различных вариантов прохождения трасс, из которых были выбраны два оптимальных маршрута.

    При всех региональных администрациях были созданы рабочие группы, которые позволили предварительно оценить варианты трассировки линий ВСМ как с точки зрения снижения стоимости их строительства, так и с точки зрения перспективного социально-экономического развития регионов. Например, трасса ВСМ Москва - Екатеринбург может пройти по территории 11 регионов. Первым этапом реализации этого проекта станет строительство участка между Москвой и Казанью. При условии окончания проектных работ к концу 2014 года, строительство участка может быть завершено в 2018 году.

    Ранее в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения - ключевой элемент роста экономики России". Открывая слушания, первый зампред Госдумы Александр Жуков отметил: "...Буквально несколько дней назад в Санкт-Петербурге на экономическом форуме Президент Российской Федерации высказал идею о том, чтобы использовать средства накопленных резервов государственных, в частности, Фонда национального благосостояния на реализацию крупных инвестиционных проектов.

    Всего было названо три таких инвестиционных проекта. Два из них непосредственно связаны с железнодорожной отраслью, в частности, это как раз речь идёт о создании высокоскоростного железнодорожного движения на ветке "Москва - Казань", расширение "Транссиба", что также напрямую связано с железными дорогами. Ну и третье, наверное, вы знаете о том, что это Второе транспортное кольцо вокруг Москвы. И всего на эти три серьёзнейших проекта из Фонда национального благосостояния предполагается выделить для начала 450 миллиардов рублей".

    "Высокоскоростные дороги - это не только улучшение транспортной доступности, улучшение благосостояния граждан, но и серьезный вклад в модернизацию экономики. Скоростные железные дороги - это высокие технологии, новые рабочие места, это и вклад в темпы роста внутреннего валового продукта", - подчеркнул Жуков. Он также отметил, что при реализации таких проектов необходимо использовать передовой опыт других стран, где высокоскоростные магистрали (ВСМ) широко используются.

    Заместитель министра транспорта Александр Цыденов заявил, что минтранс считает ВМС экономически выгодными как для отрасли, так и для всей страны. "Эксплуатация одной линии высокоскоростного сообщения заменяет 8-полосную автомагистраль или движение шести грузовых поездов. Сэкономленное на транспортировке время может стать толчком для роста ВВП. Доказано, что уменьшение времени в пути на 1% позволяет увеличить рост ВВП на 0,25%", - прокомментировал проект ВСМ замминистра.

    В России с декабря 2009 года скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области. Высокоскоростные поезда "Сапсан" задействованы в сообщении Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород, а поезда "Аллегро" курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. За годы эксплуатации они перевезли более 9 млн пассажиров. Такой спрос свидетельствует о востребованности этой услуги.

    Сегодня в России прорабатывается несколько проектов ВСМ, в частности, это: ВСМ-1 "Москва - Санкт-Петербург" длиной 659 километров и ВСМ-2 "Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Екатеринбург". Длина этого маршрута более полутора тысяч километров. Основные средства на строительство предлагается заложить в бюджете с 2014 года. Всего на возведение 803 км пути необходимо 928 млрд рублей.

    Госинвестиции на этапе строительства должны составить 371 млрд рублей, государственная субсидия на этапе эксплуатации - 179 млрд рублей, частные инвестиции - 288 млрд рублей, а средства ФНБ и Пенсионного фонда - 278 млрд рублей. Эксперты подсчитали, что годовая доходность российского бюджета по этому проекту достигнет 7,25%, доходы государства за вычетом расходов составят 5,441 трлн рублей. При реализации проекта из Москвы до Казани можно будет доехать за 3,5 часа. Сейчас поезда идут 14 часов. Стоимость проезда будет варьироваться в промежутке от 1 до 10 рублей за км пути.

    Железнодорожники предлагают не вводить налог на имущество в отношении высокоскоростных магистралей, освободить от налога на прибыль бюджетные субсидии, выделенные на возмещение затрат по проектированию, строительству и эксплуатации магистрали. Еще одно предложение - нулевая ставка НДС по услугам аренды и пользования инфраструктуры скоростной дороги, а также услуг по железнодорожной перевозке с использованием инфраструктуры.

    По словам председателя Комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева, комитет поддерживает строительство на территории России сети высокоскоростного железнодорожного сообщения. Этот проект достойный и долгожданный и его следует реализовать в первоочередном порядке, уверен он. Для России, страны с таким широким географическим положением, проект ВСМ крайне нужен. Он поможет российской экономике выйти на новый уровень развития, укрепит торгово-промышленные связи между регионами, раскроет транзитный потенциал России.

    Ректор МИИТа Борис Левин высказал мнение, что развитие ВСМ в России - это большие возможности для фундаментальной науки. В частности, сегодня пять вузов железнодорожного транспорта ведут подготовку кадров для различных направлений строительства и эксплуатации ВСМ. Обучение проводится при сотрудничестве с администрациями железных дорог стран Европы и компаниями, демонстрирующими наибольшие успехи в этом сегменте.

    Президент Национального объединения строителей, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин поднял существенную проблему, которая может возникнуть при строительстве ВСМ. По его словам, как только появляются решения о строительстве какого-то крупного объекта, особенно линейного, моментально скупаются земли, карьеры, недвижимость, а потом государство или заказчик вынуждены втридорога выкупать эту собственность. Поэтому нужно срочно воспользоваться законом, который позволяет на семь лет резервировать земли под объекты государственной важности. Также нужно упростить процедуру отчуждения собственности в полосе отвода, подчеркнул Ефим Басин.

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум заверил строителей в том, что решения по изъятию земель будут приняты в кратчайшие сроки. Но при этом заявил, что будут защищены права частных и юридических лиц.

    Жестким оппонентом проекта на слушаниях выступил депутат Валерий Зубов. Он выразил сомнения в возможности возврата пенсионных денег, которые предлагается инвестировать в строительство ВСМ. Также усомнился в рентабельности проекта, раз на его реализацию требуются в основном государственные, а не частные средства.

    "Доля частного капитала предполагается около 30%. Хотел бы узнать, кто собирается вкладываться в проект, где у него доля будет 30%", - сомневается депутат. Его смущает и столь долгосрочное планирование, лежащее в основе проекта, - 20 лет. На такой срок, по его мнению, в России загадывать нельзя. Пять лет - это максимум, что мы можем предусмотреть.

    "У нас сегодня правительство считает бюджет на год вперед с 30-процентным "люфтом". Более точные расчеты в нашем минфине делать не могут, - сказал председатель думского Комитета по энергетике Иван Грачев. - Но это не значит, что не нужно заниматься какими-то фундаментальными вещами. Мне кажется, есть вещи, которые явно выше сегодняшнего уровня расчетов министерства финансов. И даже если проект Москва - Казань нормально не просчитан, вкладываться в него и строить нужно обязательно. Давайте представим: если мы получаем на руки проект дороги Москва - Казань, где написано, что строиться она будет в течение 15 лет, и там мы замечаем ошибку на целый год вперед, то есть строить ее придется на самом деле 20 лет, проектировщики "ошиблись". Неужели мы должны будем отказаться от проекта? Мое мнение: невзирая на расчеты, возможные ошибки, возможную коррупцию, строить эту дорогу надо".

    Поделиться