Сказочный мир, расположенный по ту сторону кроличьей норы, хранит в себе множество тайн. И не то только волшебных, но и научных. Льюис Кэролл, настоящее имя которого Чарльз Лютвидж Доджсон, поистине, был выдающимся выдумщиком своего времени. Именно благодаря ему невинные фантазии юной Алисы превратились в познавательный лабиринт, состоящий из математических загадок, аллюзий и лингвистических шуток. "РГ" представляет пятерку самых ярких научных фактов и теорий, зашифрованных Льюисом Кэроллом в сказочной Алисе.
1. Логический позитивизм
Философская школа, основанная на идеи эмпиризма. Приверженцы данного учения полагали, что для познания мира необходимы доказательства, основанные на рационализме, включающем математические и логико-лингвистические конструкции. Когда Алиса, падая кроличью нору, задается вопросом: "Едят ли кошки мошек?" - ей совершенно все равно в каком порядке будут идти слова. Она легко переставляет кошек и мошек местами, потому что не знает ответа ни на первый, ни на второй вопрос. Исследователи утверждают, что в этот момент Алиса играет с логическим позитивизмом. Не пытаясь решить эту задачку, героиня отвергает вопросы, которые являются бессмысленными, поскольку на них невозможно дать эмпирически обоснованный ответ в данное время.
"Она почувствовала, что засыпает. Ей уже снилось, что она идет об руку с Диной и озабоченно спрашивает ее:
- Признайся, Дина, ты когда-нибудь ела мошек?
Тут раздался страшный треск. Алиса упала на кучу валежника и сухих листьев".
2. Расширение Вселенной
Согласно теории Большого взрыва, вся материя Вселенной изначально была сосредоточена в одной компактной области. Находясь в сверхплотном и сверхгорячем состоянии она взрывается и начинается расширение космического пространства в масштабах Вселенной. Теоретически явление было предсказано и обосновано советским математиком и геофизиком А. Фридманом. Эпизоды, в которых Алиса то уменьшалась, то вырастала вновь, космологи рассматривают, как иллюстрацию к теории расширения Вселенной. А тот факт, что при уменьшении героиня боялась исчезнуть вовсе, ученые сравнивают с исследованиями Эдмунда Уиттекера, который предполагал, что общее количество материи неизменно уменьшается и в конечном итоге Вселенная может превратиться в ничто.
"- Какое странное ощущение! - воскликнула Алиса.- Я, верно, складываюсь, как подзорная труба.
И не ошиблась - в ней сейчас было всего десять дюймов росту. Она подумала, что теперь легко пройдет сквозь дверцу в чудесный сад, и очень обрадовалась. Но сначала на всякий случай она немножко подождала - ей хотелось убедиться, что больше она не уменьшается. Это ее слегка тревожило.
- Если я и дальше буду так уменьшаться, - сказала она про себя, - я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю как свечка! Интересно, какая я тогда буду?"
3. Кватернионы
Числовая система, основанная на четырех терминах, разработана ирландским математиком Уильямом Гамильтоном в 1843 году. Новый вид чисел, содержащий три мнимые единицы, оказал значительное влияние на развитие механики. А на основе алгебры кватернионов был создан трёхмерный векторный анализ. В 1860-е годы кватернионы были провозглашены последним большим шагом в расчете движения. Хождение Болванщика, Зайца и Сони вокруг стола во время "Безумного чаепития" является иллюстрацией того, как Гамильтон использовал кватернионы. Время здесь является отсутствующим четвертым элементом, так как стрелки остановились на отметке в 6 часов. Болванщик рассказывает Алисе, что он поссорился с временем в марте прошлого года, и сейчас "время для меня палец о палец не ударит". Таким образом, Шляпник, Заяц и Соня вынуждены вечно вращаться вокруг столика.
" - Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, - сказал Болванщик, - ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не на такого напали!
- Не понимаю, - сказала Алиса.
- Еще бы! - презрительно встряхнул головой Болванщик. - Ты с ним небось никогда и не разговаривала!
- Может, и не разговаривала, - осторожно отвечала Алиса. - Зато не раз думала о том, как бы убить время!"
4. Теория относительности
Применяется в физике и астрономии с начала ХХ века, заменив собой 200-летнюю механику Ньютона. Один из авторов теории, Альберт Эйнштейн, изменил фундаментальные взгляды на пространство и время, предположив, что время необходимо воспринимать, как равноправную координату в пространственно - временном континууме. Падение Алисы в кроличью нору происходит с равномерно возрастающим ускорением, что позднее было доказано в мысленном эксперименте Эйнштейна с падением воображаемого лифта. В книге "Алиса в Зазеркалье" Черная Королева говорит девочке: "Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!" Это также иллюстрирует теорию относительности.
"А она все падала и падала. Неужели этому не будет конца?
- Интересно, сколько миль я уже пролетела? - сказала Алиса вслух. - Я, верно, приближаюсь к центру земли".
5. Математическая теория групп
Раздел общей алгебры, изучающий алгебраические структуры (группы) и их свойства, разработанный в ХХ столетии. Понятие группы возникло в результате формального описания симметрии и эквивалентности геометрических объектов. Стихотворение "Бармаглот", представляющее собой заклинание, с помощью которого можно попасть в параллельное измерение, не просто литературный вымысел. По мнению английского астронома Артура С. Эддингтона фонетическая структура данного стихотворения строится на тех же принципах, что и теория групп. Причем математическое описание стихотворения о Бармаглоте оказалось весьма сходным с описанием некоей элементарной частицы, которая теоретически могла бы проникать в наш мир из иного измерения и возвращаться назад.
"Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждет.
И вдруг граахнул гром -
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!"