29.07.2013 23:09
    Поделиться

    Первый конкурс на госфинансирование кинопроектов закончился скандалом

    Министерство культуры не поддержало проект Александра Миндадзе
    На прошлой неделе в министерстве культуры впервые прошел открытый конкурс на получение государственной поддержки производства фильмов. И, как говорится, первый блин комом, а если точнее - скандалом. Вопреки мнению экспертной комиссии министерство культуры не одобрило финансирование фильма Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр".

    В начале июля министр культуры Владимир Мединский предложил в качестве эксперимента внедрить практику очной презентации заявок, которые уже прошли предварительный отбор. Таким образом распределить планировалось 2,2 млрд рублей, выделенных на кинопроизводство. В западной практике подобная презентация кинопроектов называется питчингом (от англ. pitch - выставлять на продажу). Понятно, что это представление должно быть впечатляющим. А если "экзамен" не пройдет - на пересдачу, ждите следующего года и приходите еще. Но не все так просто. Безупречная презентация еще не признак успешного итога.

    Например, самый эффектный ролик продемонстрировал Игорь Подольчак, задумавший в своем проекте "Домино" интерпретировать роман Андрея Белого "Петербург", при бюджете 90 млн руб. режиссер просил 30 млн, но остался ни с чем. Слишком наглых, то есть тех, кто просит профинансировать картину полностью, тоже поддерживать в министерстве не стремятся, на проект "Послезавтра умирает вчера", чей бюджет составляет 126 млн руб., столько же и попросили, но ничего не получили.

    Но всеобщее негодование вызвал отказ министерства культуры поддержать после безупречной презентации проект Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр". При бюджете 134 млн руб. в Германии, на Украине и в России уже найдены инвесторы на 78 млн руб., фильмом заинтересовались прокатные сети "Каро Фильм" и "Кино без границ". Фильм Миндадзе основан на реальных событиях - это история немецкого инженера Ганса, который оказывается в Москве осенью 1940 года. В СССР он находит друга по имени Петр и влюбляется в девушку. Но обстоятельства вынуждают его ненадолго вернуться в Германию. Снова в России он оказывается уже в составе военной миссии. Вроде проект лучше всего готов к запуску, но не тут-то было.

    После завершения презентаций эксперты провели тайное голосование. Владимир Мединский признал, что выбор был крайне сложным, и огласил имена счастливчиков. Миндадзе в списке не оказалось.

    В итоге из 30 презентованных проектов государственное финансирование получат двенадцать. Например, Картина "Лучшая в мире" о трехкратной олимпийской чемпионке Марии Киселевой Гарика Сукачева, "Чайковский" Кирилла Серебренникова, Валерия Гай Германика с проектом "Ночник", основанным на сказке Андерсена "Оле-Лукойе", "Левиафан" Андрея Звягинцева, "Маяковский" Александра Шейна и Чулпан Хаматовой.

    После случившегося эксперты выразили свое недоумение об отсутствии в списке картины Александра Миндадзе в итоговом протоколе жюри, а также написали письмо на имя министра культуры Владимира Мединского. В письме, подписанном режиссерами Валерием Ахадовым, Бахтияром Худойназаровым, Верой

    Сторожевой, продюсерами Сабиной Еремеевой, Федором Поповым, Игорем Толстуновым, Сергеем Мелькумовым, Арсеном Готлибом, драматургом Еленой Греминой, директором сети кинотеатра "Пионер" Мэри Назари, актрисой Татьяной Яковенко, говорится: "Мы, члены экспертного совета, считаем необходимым обратиться к вам с убедительной просьбой найти возможность поддержать проект "Милый Ханс, дорогой Петр" Александра Миндадзе, поскольку считаем его одним из самых ярких и выразительных важных проектов, представленных на очной презентации 26 июля".

    Однако дело не только в качестве проекта. Отказ минкультуры выделить бюджетные средства на фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр" может негативно отразиться на сотрудничестве России и Германии в сфере кино. Об этом говорит представитель German Films в Восточной Европе Симона Бауман, с которой уже давно сотрудничает Александр Миндадзе. Бауман неоднократно заявляла в прессе, что в 2012 году фильм выиграл грант на развитие. И странно сейчас отказать ему в поддержке в производстве. Для этого должны быть серьезные основания, которых нет, говорит она. Теперь же немецкая сторона может и вовсе аннулировать договоренность. Немцы потеряют доверие к российским коллегам, и это отразится на дальнейшем сотрудничестве.

    В министерстве культуры ситуацию с финансированием проекта Александра Миндадзе комментировать отказались, ссылаясь на то, что это просто физически некому сделать: министр Владимир Мединский и пресс-секретарь министерства Евгений Великанов одновременно находятся в отпуске.

    Но не исключено, что деньги у министерства культуры на этот проект все же найдутся.

    Прямая речь

    Александр Миндадзе:

    - Я сейчас не могу комментировать то, что было. Смотрю в будущее с надеждой на справедливое решение вопроса, думаю, что министерство культуры как-то выправит сложившуюся ситуацию, учитывая, что это международный проект, давно оговоренный и с российской, и с немецкой стороной. Мы и с немецкими продюсерами, и с минкультуры давным-давно работаем над проектом.

    Поделиться