28.07.2013 23:23
    Поделиться

    Юрий Лепский: Пешеходные зоны - это территория тихих удовольствий

    Мама возвращалась с работы, устало опускалась на табурет в прихожей, ставила на пол тяжелую сумку, авоськи и вздыхала: "Опять пришлось ехать на одиннадцатом номере". Мы с моим младшим братишкой понимали: "ехать на одиннадцатом номере" означало, что мама опять шла с работы домой пешком. То ли трамваи не ходили, то ли автобус оказался переполненным... Одиннадцатый номер - это ноги пешехода. Так называли в городе моего детства самый естественный способ передвижения человека по городу - на своих двоих.

    Почему самый естественный? Потому что исторический центр любого приличного города надо наблюдать не из окна автомобиля или трамвая, а прогуливаясь пешим ходом. Исторический центр - это архитектура, скульптура и живописность прихотливого пейзажа. Прогуливаться в таких местах на автомобиле все равно что "рассекать" по Третьяковской галерее на самокате. Думаю, не случайно в американских городах автомобиль остается важнее пешехода: взыскательному взгляду господина N 11 там смотреть особенно не на что - у американцев не было Средних веков ни в архитектуре, ни в скульптуре, ни в живописи. В Европе пешеход, а не автомобиль должен быть хозяином, господином исторического центра. И поскольку московская мэрия объявила о строительстве сразу нескольких пешеходных зон в столице, я насторожился: совпадают ли наши представления о том, что такое пешеходная зона?

    Итак, я доехал до площади с памятником Юрию Долгорукому, указующему дланью ровно на мэрию, и отправился в свой любимый Столешников переулок, где, собственно, и начиналась пешеходная зона, по которой я собирался не спеша пройти на своих двоих. Первое, что бросилось в глаза: с площади и из переулка убрали пресловутую плитку. Вместо нее уложили разных оттенков и рисунка гранитные покрытия. Уложили в высшей степени аккуратно и профессионально. Мало того: уложили в соответствии со строгим архитектурным рисунком. О главном в пешеходной зоне - моих ногах и глазах - здесь позаботились. Не случайно, думаю, в Столешниковом и на Кузнецком мосту, куда лежал мой путь, закрыты на реставрацию многие фасады. Мне, пешеходу, скоро будет на что посмотреть.

    Раньше, при мэре Лужкове, в начале Столешникова стоял шлагбаум. Туда, на единственную пешеходную зону столицы, пропускали автомобили. Почему? Я несколько раз задавал этот вопрос самому Юрию Михайловичу. В ответ он пожимал плечами и ссылался на интересы частного бизнеса. Интересы частного бизнеса на практике сводились к тому, что по ту сторону шлагбаума оказывались дорогие иномарки с нахальными рожами хозяев. Тот же вопрос у меня был заготовлен и для Собянина. Нынче в Столешниковом я получил на него ответ. Шлагбаум там убрали, но и машин я не обнаружил. Дело в том, что ровно по осевой линии переулка поставили фонари и лавочки. Это лишило автомобили шансов на проезд и превратило переулок действительно в европейскую пешеходную зону, которая уравнивает всех: и владельца "Майбаха", и велосипедиста, заставляет их хотя бы временно чувствовать себя равными и дружелюбными. И тех, и других здесь объединяют неизменные занятия пешеходов: шопинг и сидение за столиками в многочисленных кафе и ресторанчиках, которые как грибы после дождя, появляются там, где исчезают автомобили.

    Я дошел до ресторанчика, который назывался "Венеция", и подумал, что единственный пешеходный город мира с одноименным названием научил тысячи пешеходных зон на Земле одному ценнейшему правилу: пешеходное пространство - продолжение наших домов только под потолком неба. Это следующая комната нашего жилища, может быть, его гостиная или кухня, в зависимости от того, что в ней - вернисаж или траттория. Это пространство, лишенное тревоги за вашу безопасность, это территория покоя и тихих удовольствий, это оазис частной жизни в пустыне политических и бизнес-интересов. К слову, о политике. Думаю, что Столешников и Кузнецкий - два лучших предвыборных спича Сергея Собянина, адекватно ответить на которые не в состоянии никто из его конкурентов.

    Так, не торопясь, я дошел по Петровке до Кузнецкого моста и на подходе к Лубянке уперся в знак "Конец пешеходной зоны". За ним идти было некуда, всюду стояли и ехали машины. Я постоял минутку на этой границе и повернул обратно.

    Поделиться