27.07.2013 12:15
    Поделиться

    Кубинцы отпраздновали 60-летие штурма казарм Монкада

    На Кубе в пятницу прошли торжества, посвященные 60-летию штурма казарм Монкада. Именно 26 июля - День национального восстания считается, несмотря на неудачный исход, главным государственным праздником на Кубе, поскольку является днем начала Кубинской революции.

    Юбилейные торжества прошли на востоке острова во втором по численности городе Кубы Сантьяго-де-Куба, где Фидель Кастро с товарищами ровно 60 лет назад предпринял попытку штурма воинской казармы "Монкада".

    Для участия в мероприятиях прибыли президенты Уругвая Хосе Мухика, Венесуэлы Николас Мадуро, Боливии Эво Моралес и Никарагуа Даниэль Ортега, а также делегации государств Карибского бассейна.

    В торжественном митинге, который начался в "Школьном городке имени 26 июля" рядом с казармой Монкада в 7:15 утра по местному времени из-за очень жаркой погоды, приняли участие 10 тысяч жителей Сантьяго, выбранных трудовыми коллективами города. В качестве наиболее почетных гостей были ветераны штурма Монкады, участники революционной борьбы и экспедиции яхты "Гранма". Здание школы украшал десятиметровый портрет Фиделя Кастро в знаменитом оливковом френче.

    Глава Кубы, председатель Госсовета страны Рауль Кастро, чудом уцелевший в те трагические дни, выступил с небольшой речью, значительная часть которой была посвящена молодежи.

    Он отметил, что кубинская революция остается революцией молодых, а "стоявшее во главе революционного процесса историческое поколение постепенно уступает место молодым, делая это с уверенным спокойствием". Рауль Кастро пообещал, что государство обеспечит восстановление города Сантьяго-де-Куба, который в результате разрушительного действия урагана "Сэнди" в октябре 2012 года потерял 50 процентов жилищного фонда, а также понес большие убытки по причине разрушения коммуникационной инфраструктуры.

    Праздничные мероприятия в День национального восстания прошли по всей Кубе.

    События 26 июля 1953 года

    Выступление "монкадистов" было намечено Фиделем Кастро на 26 июля, на третий день проведения ежегодного традиционного красочного карнавала в провинции Ориенте. Учитывалось то, что в эти дни в Сантьяго часто будут запускаться фейерверки, и уже никто, привыкнув к пальбе, не будет обращать особого внимания на канонаду и выстрелы. Большинство повстанцев остановилось в квартирах местных жителей в Сантьяго. Они выдвинулись на конспиративную ферму "Сибоней" в ночь на 26 июля.

    27 человек были направлены Фиделем Кастро и Абелем Сантамария для захвата еще одной военной крепости - Баямо, находившейся в двухстах километрах от Сантьяго. В итоге на ферме "Сибоней" помимо Фиделя осталось еще 134 человека, включая двух женщин - Мельбу Эрнандес и Айде Сантамария, которые были взяты в отряд в качестве медсестер. Позже Фидель говорил, что если бы 26 июля 1953 года у него было еще 200 бойцов или хотя бы 20 ручных гранат, штурм Монкады мог бы завершиться победой.

    По плану штурм должен был начаться на рассвете 26 июля в 5 часов 15 минут утра. Перед тем как выдвинуться к стенам казармы, Фидель выступил с короткой речью : "Товарищи! Через несколько часов вы сможете оказаться победителями или побежденными, но знайте это, товарищи, как бы то ни было, наше движение победит! Если завтра мы победим, быстрее сбудутся чаяния Марти. Если этого не случится, наше выступление послужит для всего народа Кубы призывом подхватить знамя и идти вперед. Народ поддержит нас в Ориенте и по всему острову. Поколение столетия Марти! Как в 1868 и 1895 годах, здесь, в Ориенте, мы первыми провозглашаем: "Свобода или смерть!".

    Отряд Фиделя Кастро разделился на основную в составе 45 человек и резервную группы. Сев на 12 машин, они направились к главному входу в "Монкаду", в самое сердце Сантьяго. Сам Фидель ехал во второй машине колонны, на расстоянии около сотни метров от головного автомобиля. В тот самый момент, когда десант бойцов уже проходил внутрь казармы, разоружив пост, Фидель увидел слева, примерно в 20 метрах от его машины, патруль из двух солдат с автоматами Томпсона, совершавший внешний обход казармы. Тут неожиданно раздался выстрел, который, как оказалось, стал роковым и привел к провалу операции.

    Вот как описывал эти события впоследствии сам Фидель: "Я быстро подумал о двух необходимых вещах: нейтрализовать эту парочку, пока они не начали стрелять в наших товарищей, и завладеть их оружием. Когда я увидел, что солдаты целятся из автоматов в сторону поста, я спешно выбрался из машины, чтобы их схватить. Я шел за ними с ружьем в левой руке, и с пистолетом в правой. Я был рядом с ними, за полуоткрытой дверью машины. Когда мы пытались нейтрализовать патруль, один наш товарищ выстрелил. Этот выстрел услышали в крепости и подняли сигнал тревоги. Тогда наша первая группа напала на пост. Началась перестрелка. Звуки выстрелов смешивались с сигналом тревоги. Все мои бойцы, как и было задумано по плану, проникли в крепость и взяли здание, достаточно большое, по архитектуре такое же, как и все остальные постройки в крепости. Но это был военный госпиталь, который наша группа не должна была брать по плану".

    Беда не приходит одна. Резервная группа, почти все бойцы которой имели винтовки, а не легкое охотничье оружие, как авангард, из-за незнания гаванскими водителями местности, прозевала поворот, отклонилась от маршрута и окончательно заблудилась в незнакомом городе. Вскоре к зданию прибыли десятки солдат и офицеров. Бойцы внутри казармы оказались заблокированы. Перестрелка в казарме продолжалась, не затихая, в течение почти двух часов. К тому же изначально неравными были силы в бою: штурмующих "Монкаду" революционеров было в 15 раз меньше, чем ее защитников. В этих условиях, когда после двух часов боя стало ясно, что он не приведет к нужному результату, Фидель Кастро наконец-то объявил об отступлении. Сам Фидель, отстреливаясь, сумел скрыться в горах. Те 19 из 40 уцелевших человек, что ушли с Фиделем, остались живы.

    Позже, многократно анализируя ситуацию, Фидель Кастро обратит внимание на то, что, имея в голове прекрасный план подготовки и проведения операции, руководители штурма не обратили внимания на мелкие детали, а самое главное, не знали, что делать в случае возникновения "нештатной ситуации". Для них такой роковой неожиданностью стал невесть откуда появившийся патруль.

    Судьба отряда была трагична. Батиста отдал приказ уничтожить отряд, подвергнув уцелевших бойцов пыткам. Диктатор приказал убить по десять революционеров за каждого солдата своей армии, погибшего при защите "Монкады". Повстанцам вводили в вены воздух, чтобы вызвать закупорку кровеносных сосудов, выпускали якобы на свободу, а затем стреляли в спину. Их закапывали по грудь в землю и использовали в качестве мишеней, сбрасывали с крыш высоких зданий, раненых волокли по лестницам, пока они не умирали. В поисках организатора акции по всей провинции рыскали отряды карателей, желавших получить лавры героев "операции по зачистке" и награду из рук диктатора. Одно время ходили слухи о том, что спецназовцы имели  разрешение даже не просто казнить Фиделя, но перед убийством и кастрировать его.

    Кастро на суде представил ужасающую картину расправы над безоружными людьми : "Происходило истребление людей руками прекрасно вымуштрованных профессиональных убийц. Казарма "Монкада" превратилась в фабрику пыток и смерти, а некоторые недостойные люди превратили военный мундир в подобие передника мясника, - с болью говорил о зверских пытках над своими товарищами Фидель. - Стены были забрызганы кровью, пули застревали в стенах вместе с кусками кожи, брызгами мозга, волосами, опаленными выстрелами в упор. Газон во дворе крепости был залит темной и липкой кровью. Руки убийц, которые вершат судьбами Кубы, начертали для пленных при входе в эту камеру смерти надпись, которая висит у входа в ад : "Оставь надежду всяк сюда входящий".

    Фидель Кастро смело брал на себя всю ответственность за нападение. Один из университетских знакомых Фиделя, после революции эмигрировавший в США, Сальвадор Лью вспоминал: "Когда Батиста взял власть, Фидель увидел свой шанс стать национальным лидером. Поэтому он и атаковал Монкаду. Он знал, что проиграет, но станет известным всей стране. Фидель поставил на карту свою жизнь, он ведь не знал, убьют его или нет".

    "Монкадисты" на Кубе стремительно приобретали ореол мучеников и статус народных мстителей, тех самых народных героев, которых больше всего боялся Батиста. Фидель Кастро был изолирован от всего. От общения с родными и товарищами, от новостей и книг. Ему даже не разрешалось иметь ручку и карандаш, чтобы записывать свои мысли, которые он мог бы огласить на суде. Но Фиделя спасла его феноменальная память. Он заучивал наизусть, откладывал в голове абзацы, страницы своего будущего выступления, выстраивая их в четкое логическое повествование - легендарную речь "История меня оправдает", которая станет одним из самых сильных ораторских выступлений в истории мировой политики.

    Процесс над монкадистами, за ходом которого лично следил кубинский диктатор Фульхенсио Батиста, начался 21 сентября 1953 года. На скамье подсудимых предстало 30 оставшихся в живых и сумевших избежать казни участников штурма. Рауль Кастро и трое оставшихся в живых руководителей ячеек получили по 13 лет тюремного заключения, еще 20 бойцов - по 10 лет тюрьмы, трое человек были приговорены к трем годам заключения. Айде Сантамария и Мельба Фернандес, которые во время короткого процесса, проходили по делу как "медсестры", получили по шесть месяцев тюремного заключения.

    Фиделя же начали судить позже всех его товарищей, с теми немногими ранеными, взятыми в плен, которые лежали в тюремном госпитале. Суд признал Фиделя Кастро виновным в организации вооруженного нападения на "Монкаду" и приговорил его к 15 годам тюремного заключения. Фидель воспринял этот приговор спокойно и с достоинством. Уже 17 октября 1953 года он был переправлен из тюрьмы в Сантьяго для отбытия наказания на острове Пинос, где он стал "заключенным номер 4914".

    15 мая 1955 года Фидель Кастро и отбывавшие вместе с ним наказание 27 товарищей, участников штурма Монкады, по амнистии Батисты, покинули тюрьму острова Пинос. Фидель провел в заключении двадцать один месяц и пятнадцать дней.

    Поделиться