17.07.2013 12:29
    Поделиться

    Эксперты зафиксировали ухудшение делового климата в оптовой торговле

    Деловой климат организаций оптовой торговли за II квартал 2013 года демонстрирует неблагоприятные тенденции. К такому выводу пришли аналитики Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в своем исследовании о состоянии делового климата организаций оптовой торговли во II квартале 2013 года.

    Индекс предпринимательской уверенности взял курс на понижение и во II квартале 2013 года составил всего +6%.

    Однако некоторые отрасли чувствуют себя вполне приемлемо. Так, наилучший деловой климат сложился в организациях, занимающихся поставками фармацевтических и медицинских товаров (индекс предпринимательской уверенности составил +9%), пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, а также бытовой мебели (+8% соответственно). В то же время, среди обследованных групп оптовых организаций, ориентированных на продажу производственно-технических товаров, наиболее благоприятная конъюнктура отмечалась в фирмах, реализующих руду и металлы (ИПУ составил +8%); автотранспортные средства; машины и оборудование (+8 и +7% соответственно).

    Заметное ослабление делового климата по сравнению с I кварталом было зафиксировано в организациях, поставляющих парфюмерию и косметику (ИПУ снизился с +11 до +3%), автомобильные детали, узлы и  принадлежности (с +10 до + 2%),  химические продукты (с +10 до +6%).

    Также эксперты отметили более сдержанные, нежели в начале года, даже скорее скептические настроения предпринимателей, касающиеся краткосрочных перспектив деятельности своих организаций. Как показал опрос, большинство  участников были крайне осторожны в своих прогнозах, относительно улучшения динамики центральных операционных показателей в III квартале.

    Деловые тенденции, сложившиеся в сфере оптовой торговли по итогам II квартала и в целом I полугодия, не способствовали наращиванию темпов экономической деятельности в организациях.

    Ситуацию не исправил даже традиционный летний разогрев потребительских рынков, который лишь незначительно ослабил темпы сокращения портфеля заказов. Следует отметить, что в анализируемом периоде практически 60% предпринимателей  свидетельствовали о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов. При этом необходимо учитывать, что оптовая торговля в отличие от розничной, из-за большой доли присутствия продажи сырья, зависит в первую очередь не только от платежеспособного спроса населения, но и от финансовых возможностей предприятий стагнирующего реального сектора.

    В результате, конъюнктура в оптовых фирмах продолжила ухудшаться, что негативно отразилось на объеме продаж и обороте реализуемых товаров.

    Так, если по итогам 2012 года в секторе удалось не только сохранить, но и укрепить финансово-экономический положительный тренд деятельности оптовых фирм, то по итогам деятельности за I полугодие 2013 года один из главных показателей оптовой торговли - прибыль, продолжил снижение в области отрицательных значений. Во II квартале уменьшение прибыли по сравнению с I кварталом констатировали уже более 40% респондентов.

    "Cектор оптовой торговли в анализируемом периоде оказался наполненным  тревожными тенденциями составляющих делового климата, - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - К сожалению, в связи с разнообразием признаков и факторов, обуславливающих функционирование организаций, сложно установить точный диагноз сложившейся в отрасли конъюнктуры. Скорее, возможно лишь косвенно заключить, что, несмотря на положительное значение ИПУ - главного индикатора обследования, зафиксированного на отметке +6%, в организациях постепенно иссякают резервы для безболезненного  преодоления макроэкономических воздействий. Если годами ранее у оптовиков все-таки имелся серьезный задел, позволяющий относительно легко перешагнуть фазу спада, то сейчас наступил этап, когда былые возможности превращаются в бесконечные и сомнительные  компенсирующие процедуры. В этой непростой  ситуации, преодолеть точку безубыточности в ближайшей перспективе предпринимателям, по всей видимости, будет все трудней".

    Поделиться