16.07.2013 09:56
    Поделиться

    Увольнение мэра Смоленска подчеркнуло нестабильность местной власти

    "Свежая" отставка главы Смоленска лишь подчеркнула тенденцию: нестабильность в работе городской власти сохраняется уже более десяти лет. Выражается это, в первую очередь, в бесконечной череде скандалов, лишивших мэрию доверия горожан и мешающих чиновникам заниматься решением наболевших проблем.

    Напомним, что депутаты Смоленского горсовета большинством голосов поддержали предложение об отставке главы Смоленска Александра Данилюка. "За" высказались 18 из 21 депутата, присутствовавших на сессии, и принять это решение удалось с первой попытки. К слову, чтобы Александр Данилюк стал главой Смоленска, в 2010 году голосование пришлось проводить семь раз.

    Формальной причиной для включения вопроса об отставке в повестку дня послужила неудовлетворительная оценка, поставленная депутатами Александру Данилюку 28 июня по итогам его работы в 2012 году. Ранее, 1 марта, таким же образом была оценена работа главы города в 2011-м. Два "неуда" подряд в соответствии с муниципальным уставом дали народным избранникам основание рассмотреть вопрос о его дальнейшей судьбе.

    Причинами столь низкой оценки работы главы города послужили и плохая подготовка сессий горсовета, и нежелание выступать перед депутатами с отчетом о своей деятельности, и увеличение штата представительного органа с 17 до 50 человек вопреки требованиям регионального законодательства. Кроме того, Александру Данилюку вменили причастность к возникновению проблем с вывозом ТБО, срыв программы модернизации образования в областном центре, неисполнение требования о предании гласности информации о своих доходах.

    Александр Данилюк опроверг большую часть высказанных претензий, отметив, что прямую ответственность за часть принятых решений несет администрация Смоленска, а другие принимал не он лично, а горсовет в целом. Все эти замечания уже не произвели на коллег впечатления: они сделали то, на что были настроены.

    Не является секретом, что "персональное дело" Александра Данилюка возникло из-за его попытки уволить сити-менеджера Николая Алашеева. В мае глава города заявил о расторжении трудового контракта с главой администрации Смоленска. Причиной, по словам Александра Данилюка, послужила некомпетентность, которую исполнительный орган проявляет в преддверии выборов депутатов облдумы и торжеств, посвященных 1150-летию Смоленска (оба события состоятся в сентябре 2013 года). В вину Николаю Алашееву было поставлено самое провальное за десять лет исполнение городского бюджета, срыв конкурсных процедур, "кадровая чехарда", неспособность эффективно работать с подрядчиками, саботаж решений представительного органа и игнорирование важных совещаний.

    Городская власть функционирует в Смоленске нестабильно уже десять лет

    Сомнения в законности увольнения возникли сразу. Специалисты заявили, что муниципальный устав не дает главе города права расторгать своим распоряжением контракт с сити-менеджером. Прокуратура опротестовала этот документ, усмотрев в его тексте противоречие требованиям федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Устава города Смоленска. Сам Николай Алашеев заявил, что намерен оспаривать решение в суде, и вскоре Ленинский райсуд признал увольнение незаконным.

    Между тем городская власть функционирует в Смоленске нестабильно уже десять лет. За это время принцип формирования органов местного самоуправления поменялся несколько раз. Казалось бы, можно было решить, что лучше: всенародно избранный мэр, руководящий администрацией, или конструкция с главой города и сити-менеджером. Но споры на этот счет не прекращаются. Даже если принять во внимание, что один из бывших городских руководителей, избранный голосованием горожан, отбывает в колонии срок, а второй, работавший по контракту, находится под следствием, выбор в пользу той или другой модели действительно сделать сложно.

    В 2003 году после смерти градоначальника Ивана Аверченкова, которого в Смоленске до сих пор вспоминают с уважением, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Смоленска. Финансовое состояние областного центра в то время оставляло желать лучшего, и, определяя свои требования к кандидатуре будущего руководителя, тогдашний губернатор Виктор Маслов заявил, что это должен быть не "представитель коммунально-канализационного сообщества", а современный менеджер, финансист, способный понять бюджетные проблемы. Главой администрации города в результате стал заместитель гендиректора ПО "Кристалл" Владислав Халецкий, и разобраться с городскими долгами ему действительно удалось. Правда, за счет всего остального: за годы правления Халецкого - сначала он работал в статусе сити-менеджера, потом был избран на пост мэра всенародно - средства в развитие городской инфраструктуры практически не вкладывались. Заметная часть муниципального имущества была приватизирована, а город пришел в упадок.

    Следующим мэром стал предприниматель, его сменил пограничник, а Николай Алашеев, который возглавляет администрацию Смоленска сейчас, - военный переводчик. Представителей "коммунально-канализационного сообщества" в мэрии давно нет, и, судя по всему, именно поэтому в Смоленске сложно решить любую житейскую проблему. Как с горечью уточняют горожане: это уже невозможно даже по блату.

    Прямая речь

    Александр Катровский, директор НИИ региональных исследований Смоленского гуманитарного университета:

    - Управление городом - это наука, комплекс знаний, сложное дело, и для того, чтобы этим заниматься, безусловно, нужно иметь специальную подготовку. За рубежом в муниципальную власть приходят люди, которые нужными знаниями располагают. У нас же зачастую мэрами становятся политики, не обладающие необходимой подготовкой, имеющие педагогическое, медицинское, другое непрофильное образование. Это не дает им возможности работать эффективно. Руководить городом, в моем представлении, - это не столько честь, сколько ответственность, и брать ее на себя может далеко не всякий. В последние годы в муниципальной власти в Смоленске не хватает не хороших людей, а специалистов в сфере городского хозяйства. В результате потенциал областного центра не используется, а его жители просто не видят реальных результатов работы местной власти. 

    Поделиться