08.07.2013 23:41
    Поделиться

    Рынок облачных IT-услуг вырастет на 38 процентов в течение пяти лет

    Российские компании стали больше доверять облачным сервисам хранения данных и бизнес-приложений. К такому выводу пришли участники IDCCloudLeadershipForum 2013. Рынок облачных IT-услуг в нашей стране все еще небольшой, но растет он очень быстро. Аналитики IDC прогнозируют рост на 38% в течение ближайших пяти лет.

    По данным исследования мультисервисного оператора OrangeBusinessServices, в 2012 году объем российского рынка облачных сервисов составил 4,5 млрд рублей.

    Эксперты попытались разобраться в том, что же стимулирует переход бизнеса в облака. "В первую очередь на развитие облачных сервисов влияют новые рынки, рост клиентских баз компаний, новые бизнес-модели и точки роста. Традиционные рынки взрослеют, приходят к насыщению, их маржинальность падает. Малый и средний бизнес также активно начинает предъявлять новые требования к технологиям. Стимулирует переход в облако также развитие Интернета и повышение его уровня безопасности", - рассказал старший аналитик IDC в России и СНГ Александр Прохоров.

    Облачные вычисления - это огромный рынок, который включает в себя разные услуги, и не только IT. "Сегодня активно развивается внедрение облаков в медицине, социальных сетях, аналитических компаниях. Существует много проектных компаний, которые занимаются внедрением, интеграцией облаков, обучением, консалтингом по облачной инфраструктуре. Эти компании тоже часть рынка, - пояснил Александр Прохоров. - Главным трендом на рынке пока остается переход в публичные облака. Решающим фактором здесь становится низкая цена: чем больше пользователей присутствуют в облаке, тем ниже стоимость для каждого. Это также позволяет объединить игроков с разным потреблением IT и нивелировать неравномерность. Разные компании активнее потребляют IT в разные сезоны, например, для кампании подарков пик сезона - зима. Если вы работаете в частном облаке, уравновесить потребление IT будет сложнее".

    Но компании далеко не всю информацию доверяют в публичное облако. "Бизнес-приложения по-прежнему остаются в частных облаках, остальную информацию выносят в публичное. Это приводит к росту популярности гибридных моделей. Большинство крупных компаний, в которых более тысячи человек, говорят, что их долгосрочная перспектива - переход в публичные облака. Быстрее всего переходят в облака приложения для совместной работы, а системы управления логистикой и бизнесом заливают в облачную сеть не так активно. Спрос на услуги сторонних провайдеров остается высоким. Пока завышена доля проектных услуг в частных облаках - это связано с тем, что сейчас активно строятся новые облачные сети, но распространение услуг по подписке только начинает развиваться", - добавил Александр Прохоров.

    По мнению директора департамента развития и программного управления Yota Кирилла Меньшова, еще одним трендом на рынке облаков становится переход на типовые продукты: "Публичные сервисы, предоставляющие программное обеспечение как услугу (Saas), теперь предлагают набор необходимого софта для каждого сотрудника. Это в некоторой мере снимает с него ответственность, потому что он выполняет свои рабочие задачи с помощью тех инструментов, которые уже были предложены. Но достаточно ли хорошо он выполняет свою работу? Для раскрытия потенциала сотрудника ему нужно предоставить возможность самостоятельно подбирать приложения для работы. Мы привыкли самостоятельно выбирать приложения под смартфоны и планшеты, также необходимо делать и при решении рабочих задач".

    Эксперты отмечают, что зачастую эстетика и дизайн программного продукта могут быть важнее и привлекательнее, чем его функционал. "Никто уже не хочет работать с унылым интерфейсом. И здесь также подбор приложения для автоматизации задач повышает мотивацию сотрудника и его удовлетворение от выполнения работы. Сегодня искать приложение на каждую задачу становится нормой. Но IT-департаменты уже не в состоянии предоставлять и развивать аналогичный набор сервисов классическим способом, поэтому широкое предоставление доступа к публичным Saas - лучший выход", - добавил Кирилл Меньшов.

    Минусом работы с публичными Saas остается сложность заказа и оплаты зарубежных облачных сервисов для российских компаний. Вопрос, который больше всего беспокоит российский бизнес при переходе в облака, - как обеспечить безопасность данных. По словам менеджера по работе с ключевыми клиентами компании PaloAlto Дениса Печнова, защита данных, передача и блокировка вредоносных приложений целиком ложится на плечи IT-департаментов. "Сегодня сотрудники компаний регулярно используют в работе мобильный Интернет. Это также осложняет работу IT-департаментов: они должны обеспечивать передачу информации мобильному абоненту, где бы он ни находился, защищая при этом корпоративную сеть. Около 3 тыс. вирусов под мобильные устройства появляется ежедневно. В этих условиях основной задачей становится защита центров хранения данных и периметров. Производительная способность в виртуальных средах и защита - сегодня важнейшие вещи в сфере облачных сервисов".

    Для того чтобы решить проблему обеспечения безопасности, нужна компоновка решений по защите Интернета на мобильных устройствах и системы фильтрации. "Пользователи сегодня становятся мобильными, они могут зайти в незащищенную среду. Задача IT-департамента - контролировать людей при работе в облаке и сканировать скачиваемый контент, трафик и доступ к приложениям. Для этого необходимо интегрировать виртуальные центры обработки данных с возможностью распознавания приложений", - добавил Денис Печнов. Эксперт убежден, что пока в инфраструктуре облачных сервисов большое внимание уделяется дизайну приложений, а не информационной безопасности.

    Поделиться