09.07.2013 17:48
    Поделиться

    ЕС подал в суд ВТО иск против России из-за утилизационного сбора

    Тем, кто собрался купить автомобиль отечественной сборки, стоит сделать это поскорей, советуют эксперты "РГ". Уже в этом году производители могут добавить к их цене еще и сумму утилизационного сбора.

    Ценники в салонах, скорее всего, вырастут уже с 2014 года. Но на сколько - пока эксперты прогнозировать не берутся.

    Но  то, что это произойдет, они не сомневаются. В Минэкономразвития подтвердили, что Евросоюз собирается подать иск на Россию в комиссию по урегулированию споров Всемирной торговой организации (ВТО). Это разбирательство может стать первым подобным случаем с участием российской стороны.

    "К нам пока не поступали официальные документы об инициировании процедуры разрешения спора, но, действительно, в рабочем порядке коллеги из ЕС предупредили, что намерены эти документы передать в ВТО в ближайшее время. Мы ожидали такое развитие событий. В ЕС рассчитывали, что конфликтная ситуация вокруг утилизационного сбора будет урегулирована до 1 июля", - сообщила замдиректора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

    Этот "дамоклов меч" был занесен еще 1 сентября 2012 года, когда был введен утилизационный сбор для импортеров. Европейские автопроизводители стали обвинять Россию в дискриминации. Ведь заводам, находящимся на российской территории позволили не платить сбор, если те гарантируют создать условия для утилизации своей продукции по окончании срока ее службы. С тех пор, впрочем, российские экономические власти неоднократно заявляли, что принято решение уравнять зарубежных и отечественных автопроизводителей в правах: платить будут все.

    Правительство 31 мая 2013 года внесло в Госдуму проект поправок в закон "Об отходах производства и потребления". "Таким образом, Российская Федерация исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. В свою очередь, это значительно снизит риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО в отношении Российской Федерации в связи с введением утилизационного сбора", - говорится в пояснительной записке к документу. Предполагалось, что все необходимые процедуры будут выполнены до 1 июля.

    Однако на законодательном уровне решение пока не принято. Сейчас документ находится на рассмотрении Совета Госдумы. В том числе, решается, когда он будет рассматриваться в первом чтении. Случится это не раньше 26 августа, когда у депутатов начнется осенняя сессия (весенняя сессия в этом году завершилась 5 июля).

    Впрочем, разбирательства в суде ВТО российская сторона все-таки может избежать. Но время поджимает. "Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на "мирное" урегулирование, то есть на решение проблемы в ходе консультаций. Через 60 дней истец имеет право потребовать формирования третейской группы. Если процедура будет инициирована ЕС сегодня, то уже 7 сентября она может перейти из стадии формальных консультаций в стадию, собственно, разбирательства в ВТО", - говорит Екатерина Майорова.

    Суда мы, может, и избежим, а вот повышения цен на авто вряд ли, уверены эксперты. "Введение утилизационного сбора - это удобный повод для всех автопроизводителей поднять цены. Но, судя по тому, что я пока слышал от представителей компаний, готовых решений относительно изменения цен на продукцию пока нет, - комментирует ситуацию исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Все в ожидании того, как будут развиваться события".

    По его словам, даже если утилизационный сбор в итоге сравняется для российских и импортных автопроизводителей, то на весь его размер - от 20 тысяч рублей - повысят цены далеко не все заводы. "Для производителей бюджетных машин это существенная сумма. Сейчас конкуренция на рынке довольно высокая, продажи не растут. Поэтому некоторые компании, возможно, поступятся своей маржой. Все будет зависеть, насколько цена значима для того или иного производителя", - говорит эксперт.

    "Цены поднимут все! Куда они денутся? Я думаю, никто не будет работать себе в убыток, - не согласен с коллегой исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. - Примерно шесть месяцев понадобится на внесение изменений в нормативные документы. Цены поднимутся, как только это случится".

    Представитель отрасли замечает, что отечественные заводы взяли на себя обязательства создать мощности по сбору и утилизации старых автомобилей и уже запустили этот процесс. "Сейчас все остановили, потому что непонятно, куда дальше двигаться, - говорит Коровкин. - Нас это не воодушевляет как производителей. Я думаю, не только нас".

    Власти, таким образом, оказались между ростом цен на автомобили и обязательствами перед инвесторами, которые построили в России заводы в обмен на преференции,  с одной стороны, и разбирательством с ВТО - с другой. Вполне возможно, из этого положения найдут выход, введя для отечественной автопромышленности "встречные субсидии".

    Авторы поправок в закон посчитали, что ежегодные доходы в казну, в случае введения всеобщего сбора, увеличатся с 50 до 202,5 миллиарда рублей. А куда тратить эти средства, четко не указано. Впрочем, эксперты не исключают, что такое развитие событий может породить новые иски в суды ВТО.

    Поделиться