08.07.2013 11:04
    Поделиться

    МВМС-2013 показал, что судостроение России выходит из кризиса

    На VI Международном военно-морском салоне, завершившем свою работу в Санкт-Петербурге, хоть и не заключались контракты, но его экспозиция наглядно показала, что судостроительная промышленность выходит из кризиса и набирает обороты.

    По словам вице-президента ОСК Игоря Пономарева, подтверждением тому, что Россия возвращает мировые позиции в судостроении, стал приезд на МВМС-2013 рекордного количества зарубежных судостроительных чиновников и технических специалистов среднего звена. Известно, именно среднее звено определяет вектор принятия высших политических решений. И нам было, что показать иноземным специалистам-практикам. Также бросалось в глаза присутствие многочисленных представителей военно-морских сил различных стран.

    Игорь Пономарев подчеркнул, что МВМС-2013 входит в тройку лучших выставок, и по составу участников, и по экспозициям. Авторитет Питерского салона растет с каждым годом.

    В ходе работы МВМС-2013 было озвучено немало интересных новостей и впервые показаны новейшие разработки. В России после почти двадцатипятилетнего простоя возобновляется строительство скоростных судов на подводных крыльях. Наша страна - единственная в мире, где владеют секретами проектирования и производства таких судов. "Комета-120М", которую на днях должны заложить в Рыбинске, относится к судам на подводных крыльях нового поколения, в которых широко использованы ноу-хау, применявшиеся раньше лишь в авиастроении.

    Определен головной системный интегратор по "Мистралю" с точки зрения установки на нем российского оборудования. Это - предприятие "Агат". Новость для специалистов важная.  На "Мистрале", вокруг которого не утихают споры о целесообразности его приобретения, установят как французские, так и российские системы управления. США категорически запретили Франции передавать России отдельные информационные технологии, которыми в НАТО особенно дорожат. Нашим специалистам предстоит решить непростую задачу адаптации друг к другу совершенно разных систем. Она, как заявил гендиректор и генконструктор корпорации "Моринформсистема-Агат" Георгий Анцев, будет решена в срок и с высоким качеством. Верить можно, так как системы информационного обеспечения отечественных боевых кораблей - одни из лучших в мире, что тоже стало открытием МВМС-2013.

    Кстати, Георгий Анцев считает покупку "Мистраля" не таким уж и опрометчивым решением, так как этот корабль даст возможность хорошо познакомиться с технологиями, применяемыми в западном кораблестроении - французский универсальный десантный корабль-вертолетоносец станет своего рода лабораторией. К тому же, и это самое главное, по словам Анцева, "Мистраль" мотивирует фактическое возрождение российской морской авиации, которая находится на грани физического исчезновения.

    На МВМС-2013 был представлен натуральный образец вертолета Ка-52 сухопутного базирования и макет этой машины в корабельном исполнении. По словам представителей фирмы "Камов", сделать морской вариант вертолета - это не просто обеспечить складывание его лопастей. Во многом предстоит изменить систему управления и связи, так как полеты над морем и сушей сильно отличаются. Предстоит также усилить антикоррозионную защиту. К времени получения первого российского "Мистраля" под именем "Владивосток", Ка-52К (корабельный) будет готов и испытан.

    Накануне открытия МВМС-2013 состоялось два примечательных события. Индийским ВМС передан фрегат "Триканд" ("Лук") проекта 11256 - один из лучших в мире по своим техническим и боевым характеристикам. А в состав ВМФ России введен корвет "Бойкий" проекта 20380 - лучший в мире в своем классе боевых кораблей.

    "Бойкий", не смотря на малые размеры, имеет очень мощное вооружение: противокорабельные ракеты "Уран", новейший торпедно-антиторпедный комплекс "Пакет", 100-мм автоматическую пушку АК-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, зенитно-ракетный комплекс "Редут". В специальном ангаре может размещаться вертолет типа Ка-27. Это позволяет небольшому кораблю вступать в схватку даже с фрегатами и крейсерами.

    Однако главное ноу-хау проекта 20380 - полностью композитная надстройка, выполненная в одном коконе. Никто в мире столь смелых проектов в кораблестроении еще не реализовывал. Если учесть, что корвет покрыт толстым слоем специальной радио- и теплопоглощающей краски, то он практически не видим в радиолокационном диапазоне и системами инфракрасного наблюдения.

    Надстройка хоть и пластмассовая, но нельзя сказать, что ее можно прострелить обычной пулей. В Крыловском государственном научном центре разработаны различные виды, можно сказать, броневой  защиты на основе тоже композитов.

    Корвет "Бойкий", которым командует капитан III ранга Алексей Суслов, стал настоящей звездой МВМС-2013. Кстати, этот уникальный корвет простоит у пирса Морского вокзала, где проходил салон, весь июль - до Дня ВМФ. Так что у жителей Санкт-Петербурга и гостей северной столицы еще есть возможность посетить этот прекрасный во всех отношениях корабль.

    В центре внимания участников МВМС-2013, в том числе зарубежных специалистов, находились ракетные комплексы "Бал" и "Клаб-К".

    Мобильный береговой ракетный комплекс "Бал" предназначен для  защиты проливов и территориальных вод, военно-морских баз, инфраструктуры побережья -  то есть, всего, что находится в прибрежной зоне от возможной атаки с моря. Стреляет он одними из самых мощных противокорабельных ракет в мире - Х-35. Эффективность поражения военно-морских группировок противника и отдельных его кораблей достигается тем, что Х-35 имеет активную помехозащищенную головку самонаведения на конечном участке траектории, а сам комплекс "Бал" может стрелять одиночными ракетами и залпом. Дальность поражения морских целей - до 260 км, а суммарный боекомплект комплекса "Бал"  - 64 ракеты, что делает залп Х-35 поистине всеуничтожающим.

    О контейнерном ракетном комплексе "Клаб-К" мы рассказывали неоднократно и достаточно подробно. Но на МВМС-2013  состоялась презентация этого комплекса, аналогов в мире не имеющего, в новом облике.

    Впервые были представлены: беспилотный вертолет "Радар", который значительно повышает боевые возможности комплекса, и выдвижная РЛС кругового обзора, построенная с использованием фазированных антенных решеток. РЛС интересна тем, что работает в пассивном режиме, то есть никаких излучений, зато сама радиолокационная станция видит в радиусе 450 километров все морские и воздушные цели. Координаты обнаруженных кораблей и летательных аппаратов передаются на командный пункт, где обрабатываются и выдаются либо управляющим блокам противокорабельных ракет, либо комплексам ПВО, прикрывающим "Клаб-К".

    Даже некоторые отечественные эксперты считают, что наше торпедное оружие исторически уступает западному. На МВМС-2013 была представлена мощная универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГТС калибра 533-мм. Скорость хода - 50 узлов, глубина хода - до 500 метров. Масса ВВ - 300 кг. УГТС может наводиться сама по акустическому контуру корабля или подводной лодки противника, а может по проводам телеуправления, длина которых - 25 км.

    УГТС - классическая, так сказать, торпеда. А вот комплекс "Пакет" - это ноу-хау, аналогов которому на Западе пока нет. "Пакет" включает в себя малогабаритную тепловую торпеду МТТ калибра 320-мм и антиторпеду того же калибра. МТТ предназначена для гарантированного поражения современных и перспективных подводных лодок в ближней зоне самообороны. Может эффективно поражать и небольшие корабли типа корветов. Отличительная особенность - модульность конструкции, что дает возможность оперативного комплектования под конкретные особенности применения.

    Скорость хода МТТ - до 50 узлов, дальность хода - до 20 км, глубина - до 600 метров. Масса ВВ - 60 кг. Антиторпеда внешне похожа на МТТ. Отличается тем, что имеет более мощную боевую часть с массой ВВ - до 80 кг, меньшую дальность хода - до 1,4 км. Скорость тоже около 50 узлов.

    Применение "Пакета" на боевых кораблях позволяет им практически не опасаться атак подводных лодок. Вражеские субмарины обнаруживаются на предельной дистанции и уничтожаются в радиусе 20 км от корабля. Если же лодке удалось прорваться и произвести залп, то выстреливаются антиторпеды, которые подобно ракетам ПВО, перехватывают и поражают чужие торпеды. Стоит повторить: аналогичных комплексов в мире нет. И напомнить: все современные корветы и фрегаты, вступающие в строй ВМФ, несут на борту "Пакеты", что на МВМС-2013 демонстрировал "Бойкий".

    В США и Западной Европе при строительстве новых подводных лодок устанавливают не чисто оптические перископы, а оптико-электронные. Визуальная информация переводится в цифровой формат и передается на большие экраны командного пункта. Так что видеть и оценивать надводную и воздушную обстановку может не только один командир, но и, в случае необходимости, другие специалисты. Кроме того идет автоматическая видеозапись. Такие перископы отличаются еще и тем, что они короче классических, их можно размещать в рубочном ограждении вне прочного корпуса.

    Теперь и в России есть перископы нового поколения. Один из них - "Парус-98" был представлен на МВМС-2013 концерном "ЦНИИ "Электроприбор". Он имеет телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения, лазерный дальномер, систему гироскопической стабилизации линии визирования, систему обнаружения излучения радиотехнических средств противника, также обеспечивает прием сигналов ГЛОНАСС и GPS.

    На зарубежных морских салонах любят показывать различные гребные винты, часто замысловатой формы. Может сложиться впечатление, что на Западе технология изготовления винтов продвинута, а мы отстаем. Это не так. Мощные гребные валы и небольшие скоростные винты традиционно очень хорошо рассчитывали и производили в СССР. При этом в отличие от иностранных фирм, у нас винты всегда просчитывались под конкретные корабли и суда, что повышало эффективность их работы. Не утратили научного и промышленного мастерства в России. Наши винты по-прежнему по своему качеству считаются  лучшими в мире. Их охотно покупают судостроители разных стран, но никогда это не афишируют.

    Как ни странно, но Россия лидирует и в обучающих комплексах, предназначенных как для гражданского судовождения и портового хозяйства, так и в интересах ВМФ. Мимо тренажеров "ОСК-Транзас", представленных на стенде Объединенной судостроительной корпорации, не прошел, наверное, ни один зарубежный морской специалист.

    Стоит отметить, что за двенадцать лет работы МВМС качество представления экспозиций на нем заметно повысилось. Прошедший салон был самым эффектным с точки зрения показа и эффективным с точки зрения организации деловой работы. Из всех стендов вне конкуренции находилась экспозиция концерна "Моринформсистема-Агат". На открытой центральной площадке экспозиции справки давали очаровательные молоденькие девушки в стилизованной морской форме. Постоянно присутствовала живая музыка - негромкая, но очень качественная. Такой подход в организации экспозиций привычен для автомобильных и авиационных салонов, на МВМС же применен впервые. И оказался выигрышным!

    А вот работа пресс-центра оставляла желать лучшего. Помещение его было маленьким, Интернет работал плохо, нужную справку получить было просто не у кого. И в отличие от авиационного салона МАКС, который откроется в конце августа под Москвой, на МВМС-2013 не выпускалось ежедневных печатных обзоров событий предыдущего дня и описаний наиболее интересных экспонатов. Был единственный иллюстрированный выпуск "Вестника МВМС-2013"…

    Рассказать все о VI Международном военно-морском салоне невозможно. Но можно уверенно заявить: отечественной промышленности по силам собирать корабли любого класса - от легких катеров до авианосцев. А научно-производственным корпорациям насыщать их самым современным оборудованием и вооружением.  Россия уверенно возрождается как полноценная морская держава.

    Поделиться